В России увеличился разрыв между бедными и богатыми потребителями

Доля россиян, которые перестали экономить деньги, увеличилась с 11% до 18%. В то время как остальные 82% населения страны продолжают беднеть и экономить.

Разрыв между теми, кто страдает от кризиса, и теми, кто его миновал, увеличивается, сообщает исследовательский холдинг "Ромир". В июне он провел опрос 1,5 тыс. жителей городов и сел России в возрасте от 18 лет с вопросом, на чем они экономили в течение последнего года.
За год доля тех, кто ни на чем не экономит, выросла почти вдвое. Если год назад такой ответ давали 11% респондентов, то в этом году их число составило уже 18%. Зато оставшиеся 82% россиян стали экономить еще сильнее.
На самом необходимом — на еде — экономят 39% опрошенных россиян. Здесь доля экономных потребителей слегка сократилась — с 43% в 2016 году. Зато ощутимо выросла доля тех, кто отказался от деликатесов либо тратит на них меньше — с 23% весной прошлого года до 30% в июне этого года.
Питание самая крупная статья экономии, но сопоставимое число респондентов — 33%, стараются потратить меньше денег при покупке одежды, 30% экономят на путешествиях, еще 30% — на развлечениях. По данным "Петростата", петербуржцы в 2016 году оставили в магазинах города 1,2 трлн рублей, при этом оборот непродовольственной торговли сократился на 1,2%, до 784,5 млрд рублей, а продовольственной, напротив, рос на 2,4%, до 449,8 млрд рублей.
Структура экономии россиян
Источник: исследовательский холдинг Ромир
Доля тех, кто отказывается от поездок или выбирает более дешевые путешествия, выросла с 21% в 2016 году до 30%, доля тех, кто экономит на развлечениях, — с 20% до 30%, на ресторанах — с 8% до 20%, а также на гаджетах — с 8% до 15%.
"Конечно, на путешествиях экономят, средний класс туристов практически исчез с рынка, остались те, кто ищет очень экономичные варианты, и те, кто путешествует очень дорого", — рассказывает Ольга Смычковская, гендиректор туристической компании Astarta group. Обнадеживает тенденция к росту доверия потребителей к услугам турфирм, многим стало понятно, что самостоятельные путешествия — не гарантия низкой цены или безопасности, отмечает она.
Стремление к оптимизации цены сейчас находит выражение в более глубоком бронировании. "У нас есть примеры уже проданных круизов на 2019 год. Такие путешествия на 30-40% дешевле, но для нас это очень хороший тренд", — говорит Ольга Смычковская. А вот путешествий внутри страны стало меньше, качество таких туров не всегда соответствует ожиданиям, объясняет эксперт.
Попадают в статью экономии и социально значимые направления: на медицине теперь экономят 16% потребителей (против 6% годом ранее), на мобильной связи — 12% (против 3% годом ранее), на транспорте — 11% (3% годом ранее).
Ефим Данилевич, гендиректор "Американской медицинской клиники", говорит, что даже обеспеченные клиенты стали считать свои деньги, например, приходят на консультацию к врачу с уже готовыми анализами, хотя раньше пользовались услугами клиники. В другом проекте компании — "Медпомощь 24" большой отклик вызывают маркетинговые акции, которые позволяют снизить затраты. Сегмент частных клиник поддерживает недостаточная доступность бесплатной медицины, несмотря на все усилия по ее совершенствованию, говорит Ефим Данилевич.
В Петербурге падение телекоммуникационного рынка в 2016 году было сильнее, чем в 2015 году — 2,8%, до 107,4 млрд рублей (против 1,5% годом ранее), следует из данных Минкомсвязи.
Аналитики холдинга "Ромир" напоминают — результаты опроса россиян в конце 2016 года показали, что он запомнился как год кризиса, тяжелой экономической ситуации, сопровождавшейся ростом цен и падением доходов.