Сливают с рынка. Из-за высокого тарифа "Водоканала" игроки рынка туалетов уступают место компании, основанной дочерью Феликса Кармазинова

Госпредприятие "Водоканал" вытесняет частных игроков с рынка передвижных общественных туалетов объемом 1,5 млрд рублей в год. Установив высокую плату за слив стоков, одновременно монополист создает собственную сеть уборных при содействии компании, основанной дочерью бывшего главы ГУПа Феликса Кармазинова.

Госпредприятие "Водоканала" вытесняет коммерческие компании с петербургского рынка общественных нестационарных туалетов объемом 1,5 млрд рублей в год. Внутренним распоряжением ГУП установил для бизнесменов повышенный тариф на слив стоков из таких туалетов — 482 рубля за 1 м3. Для сравнения, в Москве такую услугу можно получить всего за 19,9 рублей за 1 м3. В "Водоканале", впрочем, объяснили, что разница между услугами в двух городах имеется: отходы жизнедеятельности петербуржцев очень токсичные.
Главный конкурент "Водоканала" и лидер рынка, компания "Биоэкология" Валерия Гвоздева, попыталась побороться с ГУПом, но потерпела поражение. Теперь ей приходится вывозить в Ленобласть стоки из своих более чем 1 тыс. туалетных кабин, расположенных в Петербурге.
Нишу "Биоэкологии" в будущем может занять компания "Терес-1Т". За 2015-2016 годы она получила от "Водоканала" контракты на обслуживание городских туалетов на 456 млн рублей, а всего подрядов от ГУПа — почти на 1 млрд рублей. На рынке "Терес-1Т" считают подконтрольной Янине Кармазиновой, дочери Феликса Кармазинова, экс-гендиректора "Водоканала", а ныне координатора стратегических программ госпредприятия.

Деньги не пахнут

ЗАО "Терес-1Т", которое обслуживает городские туалеты "Водоканала" — "дочка" ЗАО "Софит". Поскольку ЗАО не обязаны раскрывать собственников, нынешние владельцы обеих фирм скрыты. Но, по данным 2010 года, "Софит" принадлежал Янине Кармазиновой. Судя по всему, она продолжает участвовать в жизни компании.
Так, в офисе "Тереса-1Т" сообщили "ДП", что Янина Феликсовна работает в компании, но обсуждать малозначительные вопросы не будет. Переключить на кого-то из других сотрудников отказались. Не ответила Янина Кармазинова и на письмо "ДП". К слову, "Терес-1Т" фигурирует и в качестве места ее работы в ее собственных публикациях в соцсетях, в частности, на фотографиях в ее блоге в Instagram (скриншоты есть в распоряжении редакции). Примечательно, что после письма от "ДП" с просьбой разъяснить эти фото и свою роль в компании Янина Кармазинова закрыла свой аккаунт.
В "Водоканале" не прокомментировали участие дочери Кармазинова в работе "Тереса-1Т", но отметили, что к подрядчику, который претендует на обслуживание туалетов, предъявляются строжайшие требования, среди которых наличие единого диспетчерского центра, кассовых аппаратов и членства в профильном СРО. "В 2016 году на участие в отборе была подана только одна заявка от ЗАО "Терес-1Т", — добавили в ГУПе.

"Терес" и компания

Судя по официальному сайту "Тереса-1Т", кроме него самого в одну группу с "Софитом" входит и клининговая фирма "Феникс", собственником которой, по данным СПАРК, сегодня является Янина Кармазинова. В группу входит и ЗАО "Творческая мастерская", которое занимается дизайном и печатью, а также цветочная студия, говорится на сайте.
Но "Терес-1Т", пожалуй, самый успешный участник этой группы. Компания ежегодно выигрывает конкурсы "Водоканала" на обслуживание городских туалетов. Больше того, к 2020 году ее доходы могут еще вырасти, поскольку "Водоканал" собирается значительно расширить свою сеть с 592 до 854 туалетов. Расширение будет происходить в основном за счет увеличения количества передвижных кабинок.
Сейчас лидером рынка в этой нише является петербургская компания "Биоэкология" (годовой оборот 500 млн рублей). На сегодня она обслуживает ежемесячно около 1,5 тыс. мобильных кабинок в Петербурге и более 45 туалетных павильонов.
Кстати, именно владелец "Биоэкологии" Валерий Гвоздев в 1997 году привез в Россию первые 100 био-туалетов, купленных в США за $600 каждый. Почти год он искал покупателя для кабинок среди владельцев петербургских точек общепита, но желающих не находилось. Но после того как один из владельцев кафе приобрел туалет, его сосед захотел обзавестись таким же, поскольку посетители предпочитали конкурента с удобствами. Так бизнес и пошел в гору.
В начале 2000-х нестационарные туалеты начали устанавливать и в парках. Потом очередь дошла и до строительных площадок. Санитарные службы заставили девелоперов отказаться от выгребных ям. "Биоэкология" поставляла кабинки не только в Петербург, но и в Москву. К 2005 году привлекательность рынка обслуживания передвижных туалетов с маржинальностью около 20% стала очевидна, и на него начали выходить новые игроки.
Петербургские госструктуры тоже заметили прибыльность этого вида работ и начали ненавязчиво монополизировать сеть городских туалетов. Одним из первых шагов в этом направлении стали новые нормы Земельного кодекса, по которым участки под туалеты выделяли в аренду по конкурсу на 1-3 года. Постепенно, к 2010-м годам, "Водоканал" взял туалеты под контроль.

Длинный путь к стоку

Летом 2016 года у "Биоэкологии" начались серьезные проблемы. "Водоканал" расторг с ней контракт на прием стоков из нестационарных туалетов и ассенизаторских машин.
Поясним: в городе есть около 200 точек слива, пригодных для приема таких стоков. Большинство из них находятся в ведении "Водоканала". Около 1,5% приходится на аэропорт Пулково, Октябрьскую железную дорогу и других пользователей, которым они необходимы для собственных нужд. Например, свои стоки также есть у некоторых диспансеров.
На прием чужих стоков нужна лицензия, и она имеется только у "Водоканала", объяснили "ДП" игроки рынка туалетов. Так что без договора с ГУПом компании, подобные "Биоэкологии", оказываются на грани разорения.  В "Водоканале" говорят, что "Биоэкология" сливала стоки в неположенном месте и "утратила доверие".
"Договор с "Биоэкологией" был расторгнут в связи с неоднократными нарушениями его условий и недобросовестными действиями со стороны этой компании. В частности, неоднократно фиксировались сливы из ассенизаторских машин, принадлежащих "Биоэкологии", вне установленных договором мест. Арбитражные суды признали обоснованными требования "Водоканала" о взыскании с "Биоэкологии" штрафных санкций за это. Также "Водоканал" с целью пресечения незаконных действий "Биоэкологии" обратился в правоохранительные органы. В свою очередь, "Биоэкология" обращалась в "Водоканал" с просьбой заключить договор на прием вод стоков из ассенизаторских машин с оплатой по тарифу на водоотведение. Поскольку у "Биоэкологии" отсутствуют объекты капитального строительства, технологически присоединенные к сетям водоотведения, "Водоканал" в соответствии с законом не имеет оснований заключить такой договор. Заключать договор на прием сточных вод из ассенизаторских машин "Водоканал" отказался в связи с недобросовестностью компании", — говорят в "Водоканале".
Однако административный директор "Биоэкологии" Татьяна Колодина уверена, что в ГУПе лишь искали предлог для расторжения контракта. "Водитель перепутал стоки, поскольку они находились рядом, на одной улице. За это он был уволен, а мы заплатили штраф 800 тыс. рублей по двум искам о нарушении условий договора от "Водоканала", — говорит она.
Юристы "Биоэкологии" обращались в комитеты Смольного, прокуратуру Петербурга, УФАС по Петербургу, к вице-губернатору Александру Говорунову, но вмешиваться во внутренние дела "Водоканала" везде отказались. Теперь компания вывозит все стоки в Ленобласть, где находятся ближайшие доступные ей точки слива, объясняют в "Биоэкологии".

Золотые отходы

У "Водоканала" есть и еще один инструмент давления на коммерческие компании — это тариф на водоотведение отходов из нестационарных туалетов. "Водоканал" назначает его внутренним приказом и установил на уровне 482 рубля за 1 м3. При этом, как отмечают в самом "Водоканале", для водоотведения в зданиях, подключенных к централизованной системе, действует другой тариф, установленный комитетом по тарифам — около 32 рублей за 1м3.
Как пояснили в "Водоканале", тариф 482 рублей за 1 м3 был установлен, исходя из ранее отобранных проб. "Поясним, что к сточным водам существуют определенные требования. Есть нормативы по содержанию различных загрязнений. Есть перечень запрещенных к сбросу веществ. В Петербурге единый тариф установлен, исходя из ранее отобранных "Водоканалом" проб. Практически во всех случаях в стоках ассенизаторских машин фиксируется превышение значений предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ", — сказали в ГУПе.
Также в ГУПе заявили, что в Москве тариф тоже немаленький — от 80 до 500 рублей за 1 м3, в зависимости от степени загрязнения, которая видна по паспорту опасного отхода. Однако в "Мосводоканале" не подтвердили эту информацию и такие цифры, отказавшись от подробных комментариев. В компании сказали, что окончательный тариф находится в стадии формирования, поэтому пока комментариев по этому поводу в компании не дают.
"ДП" обзвонил несколько московских фирм, которые используют услугу стоков для нестационарных туалетов, чтобы узнать, по каким тарифам они работают. Все называли цифру в 19,9 рублей за 1 м3 и выражали недоумение по поводу петербургских расценок." Вряд ли петербургские отходы чем-то отличаются от наших", — заметили, например, в московской компании "ЭкоУниверсал". В подтверждение этого тарифа одна из компаний даже прислала "ДП" пример договора с "Мосводоканалом", где прописана цифра в 19,9 рублей. Также в "Биоэкологии" отметили, что в Москве сталкивались только с тарифом 19,9 рублей.

КОММЕНТАРИИ

Дмитрий Митронин, генеральный директор компании "Экобалтика":
"Водоканал" не склонен никогда никому ничего объяснять. Он склонен всегда всех ставить перед фактом, что будет такая цена. Они монополисты. Цивилизованный бизнес для них — это когда им исправно платят деньги вперед. Они спрашивают, сколько вы будете сбрасывать отходов в месяц? Они считают, что мы должны знать, сколько конкретно. На основании этого заключатся договор. Мы не можем заплатить меньше, даже если сливать будем меньше запланированного.
Что касается самого бизнеса, то в нем есть четкая сезонность. Больше всего заказов летом. Летом все начинают строиться, привлекать нужно больше людей. Плюс начинаются массовые мероприятия: пивные фестивали, дни города — мы всегда там работаем.
Дмитрий Кирпичев, генеральный директор ООО "Чистый город":
Я направлял письмо Дивинскому (Игорь Дивинский, в прошлом вице–губернатор Петербурга, ныне депутат Госдумы. — Ред.) с просьбой уточнить, почему "Водоканал" не принимает наши стоки по тарифам, утвержденным городом. Дивинский ответил, что договор, который подписан между нами и "Водоканалом", не является в прямом смысле договором о водоснабжении, канализовании. В общем, смысл был таков, что наши права не нарушены.
Мы были бы рады вынести этот вопрос на федеральный уровень, если пожелают остальные участники рынка.
Альберт Цибаев , совладелец компании "Водоканалстрой":
После ухода Феликса Кармазинова с поста гендиректора в ГУПе ничего не изменилось, ведь пост гендиректора занял его бывший заместитель, правая рука.
Для нашего холдинга водоотведение и обеззараживание сточных вод — профильная специализация, но мы даже не пытаемся участвовать в конкурсах на обслуживание туалетов или фонтанов. Это закрытый клуб. Мы вообще вынуждены были уйти в Москву и Московскую область. Там наш опыт и навыки оказались востребованы, в отличие от Петербурга.
Может, подарить уже им этот "Водоканал", чтобы успокоились?