За счет чего растет грузооборот российских портов на Балтике

Грузооборот российских портов на Балтике с начала 2017 года вырос почти на 8%. Самыми высокими темпами растет перевалка угля. А за несырьевые грузы стивидорам приходится жестко бороться, снижая тарифы.

Российские порты на Балтике за I квартал 2017 года нарастили грузооборот на 7,9%, до 61,5 млн т. Позитивная статистика получилась прежде всего благодаря экспорту угля. За прошлый год его вывоз вырос на 16,5%, до 164 млн т, подсчитали в Минэнерго. И есть все основания полагать, что вывоз угля из России продолжит расти. В минувшую пятницу цена тонны коксующегося угля превысила отметку $283 — это максимальное значение с начала декабря.
Причина — сокращение поставок на мировой рынок австралийского угля. Вслед за коксующимся углем дорожает и энергетический. Его доля в общем объеме российского экспорта угля составляет 80%, остальное — коксующийся уголь. Его производят "Мечел" и "Евраз групп". Россия продает на внешнем рынке 45% добытого угля. Причем в основном через порты Северо–Запада. Перевалка угля в балтийских портах увеличилась в начале этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 40%, а доля угля в совокупном грузообороте возросла с 10 до 13%.
По остальным товарным группам динамика не столь впечатляющая, как правило, прирост не превышает 5,5%. Причем в одном порту может расти оборот того или иного груза, а в другом — наблюдается падение. К примеру, перевалка зерна в целом осталась на уровне прошлого года, но по порту Петербурга она возросла вдвое, а по Калининграду сократилась на 14%.
Калининградский порт демонстрирует наихудшие показатели среди всех российских портов на Балтике. С 1 апреля 2016 года российский анклав лишился таможенных преференций особой экономической зоны (ОЭЗ). Закон об ОЭЗ, принятый в 1996 году, позволял импортерам ввозить комплектующие и сырье без уплаты таможенных пошлин и сборов, налога на добавленную стоимость. После отмены преференций некоторые предприятия перенесли производства, в частности, в Петербург. А это значит, что и логистические цепочки изменились.
Больше всего в портах Балтики упал импорт продовольствия, львиную долю которого обрабатывал Большой порт Санкт–Петербург. Но сейчас доля импорта не превышает 20% от грузооборота порта, а в других портах Балтики стремится к нулю. "В этом году мы никаких изменений по сравнению с 2016–м не наблюдаем. В прошлом году объем импорта вырос по сравнению с 2015–м на 8%. Но если сравнивать с докризисным периодом, то ситуация менее радужная. Курс валют стабилизировался, но спрос в магазинах падает", — говорит коммерческий директор ООО "Терминал Cвятого Петра" Алексей Авдеев.

Резко упал

Ослабление национальной валюты повысило конкурентоспособность отечественных товаров на внешних рынках. Доля груженых контейнеров в структуре экспорта российских портов достигла 70% и стабилизировалась. Компенсировать многократное сокращение импорта увеличением экспорта пока не удается. "По сравнению с началом 2016 года резко упал экспорт рыбы. Если в начале прошлого года увеличился вывоз дешевой рыбы типа путассу, выловленной российскими рыболовецкими компаниями, то в начале текущего года этой категории грузов вообще нет", — констатирует Сергей Мельников, генеральный директор ГК "Альянс". По его мнению, это может быть связано с переходом экспортеров в другие порты — российские или зарубежные.
Правда, некоторые грузы, которые традиционно шли через порты Прибалтики, повернули в российские порты Северо–Запада из–за снижения стоимости логистической цепочки. "Конкуренция между стивидорами, портами очень высокая как внутри одного бассейна, так и между бассейнами. Особенно в перевалке контейнеров, так как мощности по их обработке избыточны", — говорит Серик Жусупов, исполнительный директор Ассоциации морских портов РФ.

Меняем профиль

На этом фоне контейнерный терминал "Бронка", принадлежащий арестованному Дмитрию Михальченко, решил расширить номенклатуру обрабатываемых грузов, чтобы нарастить грузооборот.
Терминал перевалил 36 тыс. teus (20–футовых контейнеров) в 2016 году, что не превышает 3% его мощности. Чтобы повысить загрузку, Бронка решила наладить технологию перевалки минеральных удобрений, зерна и других сыпучих грузов в контейнерах. Груженые контейнеры скапливаются в порту, а затем их содержимое с помощью специального оборудования высыпается в трюм судна. "Грузоотправители проявляют интерес. До конца года мы организуем первую отправку", — уверен исполнительный директор ООО "Феникс" Алексей Шуклецов.
По словам Александра Головизнина, директора по направлению "Аналитика и логистика" компании "Морстройтехнология", если Бронка предложит конкурентоспособный тариф, то сможет забрать удобрения из Финляндии и Прибалтики.
Объем грузов сокращается — сейчас идет всего один–два контейнера в месяц, а до кризиса были десятки. Резко сократился импорт оборудования из Германии, Франции. Из–за падения грузооборота очень выросла конкуренция. Участники рынка борются за место под солнцем — снижают цены на свои услуги, в частности на фрахт, на таможенное оформление. Но это могут себе позволить крупные игроки, а небольшие компании просто уходят с рынка, не выдерживая конкуренции. Или остаются те мелкие фирмы, которые работают на какого–то конкретного крупного клиента.
Николай Лаврентьев
Представитель Зао "Комбифрахт"
Тенденция последнего времени — готовность участников рынка предлагать свои услуги по гораздо более низким ценам, чем, например, 2–3 года назад. Именно на этом уровне, на уровне цены, происходит основная борьба за привлечение и удержание клиента, который в условиях рецессии ищет возможности снижения издержек. Покупатель диктует условия, конкуренция обостряется. Мы видим, что ряд компаний не выдержали конкурентной борьбы и ушли с рынка. Как правило, это компании, которые держалась на плаву за счет одного–двух крупных заказчиков или работали в узком сегменте (например, с импортными грузопотоками).
Владислав Фишкин
директор по развитию филиальной сети ГТК "Русмарин"