Не путать с дачей: что поможет развивать туризм в Ленобласти

Автор фото: Мартьян Фролов/ "ДП"

Туристический потенциал соседнего с Петербургом региона раскрыт неполностью. Что нужно делать, чтобы индустрия гостеприимства здесь развивалась активнее, рассуждал вместе с экспертами корреспондент "ДП".

Ленинградская область интересна своей природой, культурными и историческими объектами. Однако в условиях конкуренции за туриста этого мало. Остра и проблема сезонности — основной поток приходится на летние месяцы и новогодние праздники.

Остаются в тени

По данным Росстата, в 2024 году туристы совершили в Ленобласть 9 млн поездок, в январе–сентябре 2025–го — 6,4 млн. Среди гостей есть в том числе иностранцы, в основном из Китая, Узбекистана, Казахстана, а также Эстонии, Германии и Ирана.
Как сообщили в областном комитете по культуре и туризму, в 2024 году отрасль пополнила консолидированный бюджет региона на 3732,25 млн рублей, в бюджеты муниципальных образований Ленинградской области от туристического налога в III квартале 2025 года поступило 33 млн рублей.
Данные туроператоров по спросу разнятся: одни фиксируют рост потоков, другие — стагнацию. В целом же участники рынка констатируют, что турпоток распределяется неравномерно, есть популярные локации, но много и тех, до которых путешественники добираются редко. Активнее всего гости посещают Выборг. По данным компании "Интурист", спрос на него растёт ежегодно на 15–20%. Как ранее писал "ДП", в Выборгский район за 2024 год было осуществлено более 2 млн туристических поездок. В городе наблюдается нехватка качественных средств размещения. Впрочем, большинство людей приезжают туда одним днём без ночёвки.
"Остальные районы остаются в тени. В пиковые праздничные даты, в выходные и летом есть интерес к размещению в загородных отелях, коттеджах, на турбазах, но это касается самостоятельных путешественников", — отметили в «"Интуристе".
Осенью "ДП" проводил круглый стол, в ходе которого представители областного комитета по культуре и туризму отметили, что считают важным перераспределять туристический поток в регионе. В комитете поделились, что для раскрытия потенциала жемчужин региона привлекают федеральное финансирование в рамках нацпроекта "Туризм и гостеприимство" на обустройство туристических центров городов и создание новых мест размещения. "Муниципальные образования Ленинградской области с целью развития туризма, продвижения территорий, сохранения и интеграции культурного наследия в современную городскую среду разрабатывают мастер–планы туристского центра и дизайн–код территорий (Ивангород, Тихвин, Новая Ладога, Старая Ладога)", — рассказали там.

Съездить на уик–энд

Регион остаётся направлением выходного дня: если в субботу и воскресенье, в праздники (особенно летом) средства размещения и главные города заполнены, то всё остальное время — простаивают. У инвесторов интерес к региону есть, но они сталкиваются с нетривиальной задачей — продумать досуг людей не только летом, но и в низкие сезоны, чтобы средняя загрузка средств размещения в течение года была не ниже 65%.
Пока здесь преобладают небольшие, часто семейные объекты, которые зависят от сезона и не могут сами по себе решить вопрос круглогодичной загрузки. Поэтому некоторые эксперты считают, что нужно строить более крупные комплексы — отели, пансионаты, санатории и водные курорты, вокруг которых формируется экосистема локальных партнёров: фермерская еда, сувениры, локальные гиды, рыбалка, прогулки по воде.
Комитет по культуре и туризму запланировал проведение мероприятий для увеличения номерного фонда, предполагается открытие пяти крупных инфраструктурных всесезонных туристских проектов, вошедших в программы льготного кредитования Минэкономразвития России по итогам отбора в 2024 и 2025 годах (курорт "Ярви" от ООО "Озерный край", туристическо–оздоровительный курорт "Озеро Красное" от ООО "ТВЭЛ–Курорт", загородный спа–отель категории пять звёзд на территории экопарка "ВЕРЕСК" от ООО "БЕРЕГ ОЗЕРА", проект гостиницы от ООО "Курорт Пески", проект пятизвёздочной гостиницы ООО "Благо").
В ведомстве считают, что они позволят снизить влияние сезонности на показатели отрасли.

Смотрите шире

Руководитель сервиса бронирования путешествий по России и миру "Турслёт" (входит в "Слетать.ру") Мария Журавлёва считает, что для более равномерного распределения туристического потока в течение года и между районами необходимы системные меры. Среди возможных решений — развитие новых туристических маршрутов и локаций.
"Например, популяризация менее известных районов — Кировского, Волховского, Киришского и Тосненского — позволит разгрузить загруженные районы и расширить географию туристического отдыха. Также важно организовывать тематические маршруты по природным паркам, историческим объектам и культурным центрам", — поделилась рассуждениями она.
Основатель инвестиционно–строительной компании Inreit и сети апарт– отелей Port Comfort Кирилл Кудинов полагает, что основная причина нехватки внимания со стороны туристов к Ленобласти — недостаточная уникальность территорий региона.
"Выборг и здесь служит примером для всего региона, поскольку живёт за счёт не только своего наследия, но и событийности. На протяжении всего года здесь проходит около 120 фестивалей", — отметил он.
Основной "донор" турпотока для области — Петербург. Именно из города приезжают жители, а также гости, которые уже успели познакомиться с Северной столицей. Важно наличие транспортного хаба — аэропорта в городе и железнодорожного сообщения с областью. То есть "скелет" давно создан. Не хватает "сшивающих" элементов: продуманной инфраструктуры, сетки круглогодичных объектов размещения, брендов и событий, логистики между точками притяжения.
Эксперты сходятся во мнении: чтобы уйти от модели выходного дня и перераспределить потоки, нужно предлагать гостям длительные программы. Председатель совета директоров ГК "Место" Вячеслав Семененко считает, что они могут быть связаны с развитием новых форматов отдыха: medical spa, MICE–направлений, спортивных программ, культурных мероприятий, событийного туризма, северных впечатлений, уединённой работы в природной среде. Эти сценарии рассчитаны на более длительное пребывание (5–10 дней), подразумевают регулярный возврат гостей и позволяют оживить те территории, которые пока остаются в тени. Кроме того, тренд на заботу о красоте и здоровье сейчас актуален.
"Мир движется в сторону превентивной медицины и восстановления — люди ищут способы выйти из состояния хронического стресса и информационной перегрузки. Есть спрос на детокс в широком смысле. Ленинградская область для этого идеально подходит: вода, леса, большие открытые пространства, — указал эксперт. — Сейчас выросло “шеринговое поколение”, которое предпочитает пользоваться, а не владеть. Им нужны не дачи, а комфортные загородные комплексы с сервисом: свежим бельём, рестораном, детским клубом, спортом, спа — и природой за окном. При этом нужна и та инфраструктура, которая бы создавала возможность комфортной удалённой работы".
Отдельный сильный тренд, по мнению эксперта, — "северный туризм". Жители южных стран и южных регионов России хотят приехать туда, где можно увидеть снег, зиму, попробовать северную кухню. Для этого сегодня отправляются в Мурманск, Карелию, Архангельскую область.
"Но Ладога, Финский залив, лесные массивы Ленобласти ничем не уступают — при условии, что в разных районах появятся якорные объекты с чёткими тематическими предложениями", — уверен Семененко.
У Ленинградской области большой потенциал с точки зрения туризма. Это предоставляет пространство возможностей для инвесторов и туроператоров. Развитие индустрии гостеприимства здесь сопряжено с некоторыми особенностями, однако если применить больше креатива и вкладывать деньги, то в перспективе путешественники смогут оценить те возможности и локации, которыми ранее мало кто интересовался.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.