00:0518 декабря 202500:05
35просмотров
00:0518 декабря 2025
Продажи алкогольной продукции сокращаются, а интерес к безалкогольным напиткам растёт. На фоне этого компании–производители расширяют свой ассортимент и готовятся к повышению цен с нового года.
По данным Росалкогольтабакконтроля, за январь–октябрь 2025 года розничные продажи алкогольной продукции (без учёта пива, сидра и медовухи) сократились на 10,3% к аналогичному периоду 2024 года. Параллельно с этим с марта по сентябрь годовое потребление алкоголя в расчёте на душу населения снизилось с 8,4 до 7,8 литра.
Средний показатель за 9 месяцев — 8,18 литра, это минимум за последние десятилетия.
Тихо, по–домашнему
Причины этого — комплексные, считает доцент Президентской академии в Санкт–Петербурге, руководитель Клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский. С одной стороны, увеличивается налоговая нагрузка на легальный алкоголь. Это стимулирует розничные цены, а доходы населения растут неравномерно. С другой — усиливаются региональные ограничения по времени и месту продаж, особенно для заведений общепита в жилых домах. Часть спроса уходит в тень.
В компании LADOGA отмечают, что лидером потребления в Петербурге остаётся тихое вино. Это наиболее заметное отличие от общероссийской статистики, где доминирует водка. Однако по итогам 11 месяцев реализация этого вида напитков снизилась на 8,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также ощутимое снижение показывает категория бренди.
"Водка при этом является достаточно стабильной — падение показывает только массмаркет и экономсегмент. Спрос на игристые вина снижается на 3,5%, при этом их доля остаётся стабильной и даже немного прирастает, на 0,2%, на фоне снижения других категорий", — добавили в компании.
Также отмечается тренд перехода на самостоятельное изготовление напитков. Общие продажи самогонных аппаратов на Wildberries в Петербурге в уходящем году не превысили нескольких тысяч штук, хотя в натуральном выражении оборот вырос на 15%. Более высокую динамику показывают наборы для приготовления коктейлей (шейкеры, джиггеры, стрейнеры и т. п.) — их оборот в Северной столице вырос на 20%.
Динамика наборов для приготовления настоек стабильна — с прошлого года количество проданных товаров не поменялось. Хотя и по общей сумме продаж, и по количеству проданных товаров наборы лидируют.
С новой ценой
С нового года алкоголь неизбежно будет дорожать. Пять крупных производителей уже направили письма торговым сетям о том, что с 2026 года повысят отпускные цены в среднем примерно на 10% (разные виды продукции будут дорожать по–разному).
В компании LADOGA корреспонденту "ДП" рассказали, что цены могут вырасти минимум на 10%. Планируемая корректировка обусловлена готовящимся повышением минимальной розничной цены и акцизов, увеличением НДС, а также другими значимыми факторами, в том числе ростом цен на комплектующие, материалы и логистику.
"Рост цен может сказаться на спросе, особенно в I квартале — как мы это наблюдали, например, в аналогичном периоде этого года. Рынок какое–то время будет привыкать к новым ценам, потребление будет постепенно восстанавливаться. Кроме того, продолжит меняться структура спроса", — заметили в компании.
Также там прогнозируют, что современные миксологические категории — джин, ром, виски — продолжат расти, а такие консервативные категории, как водка, коньяк, бренди и вино (в том числе российское), — снижаться. Импорт ускорит падение, так как цены на него уже пробивают все допустимые для потребителя психологические отметки.
По словам Максима Черниговского, розничные сети и производители уже начали растягивать повышение цен во времени, чтобы не устраивать ценовой шок 1 января.
"Я ожидаю в среднем повышение розничных цен: на тихое и игристое вино в диапазоне 10–15%, на крепкий алкоголь — на 7–12%, на пиво, сидр и медовуху — на 5–8%. Важно понимать, что слишком резкий рост цен на легальный алкоголь при отсутствии системной борьбы с нелегальным рынком будет подталкивать часть потребителей в серую зону — к нелегальным продавцам и суррогату", — объясняет Черниговский.
"Ноль" в плюсе
Пиво, которое в последние 2 года показывало рост объёмов производства, в этом году тоже столкнулось с сокращением спроса.
Директор по взаимодействию с органами государственной власти компании "Напитки вместе" (АО "АБ ИнБев Эфес") Вячеслав Ефимов отмечает, что в 2025 году рынок переживает сокращение объёмов. Причинами этого стали ускоренный рост ставки акцизов на пиво (более чем на 15% с 1 января 2025–го), снижение покупательной способности, новые обязательные требования и ограничения для оборота пивоваренной продукции.
С III квартала текущего года пивоваренная индустрия России впервые с сентября 2023 года показала резкое ежемесячное падение: –4,1% в июле, –8,1% в августе, –14,2% в сентябре и –0,4% в октябре.
При этом на рынке пива всё чаще звучит запрос на более "лёгкие" форматы. Максим Черниговский отметил, что, по данным исследовательских компаний, за январь–сентябрь 2025 года продажи "нулёвки" выросли примерно на 7–8% в натуральном выражении.
"Для крупных пивоваренных компаний это уже не ниша, а полноценное стратегическое направление: расширяются линейки 0,0%, появляются безалкогольные версии флагманских брендов, идёт активная работа в HoReCa", — подчёркивает эксперт.
Во многих категориях видно движение в сторону low & no: низкоалкогольные сидры, медовуха, слабоалкогольные коктейли, RTD–форматы с меньшей крепостью, новые вкусы.
В пресс–службе компании "Балтика" отметили, что интерес к безалкогольному пиву вызван общим трендом на популярность здорового образа жизни, развитием культуры потребления, расширением ассортимента. Потребители, как и в других категориях, хотят разнообразия вкусов.
Вячеслав Ефимов подтверждает растущий интерес к безалкогольному сегменту. Особенно это выражено среди молодежи — зумеров и миллениалов, которые всё чаще выбирают безалкогольные и прочие альтернативы.
В ответ на этот запрос компания "Напитки Вместе" продолжает расширение безалкогольного портфеля. С начала 2025 года было запущено более 30 новинок — на 30% больше, чем за весь 2024 год. Продажи безалкогольного пива за 9 месяцев этого года выросли на 30% в натуральных объёмах по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.
В следующем году ключевой вопрос для государства и бизнеса — не только как пережить повышение акцизов и НДС, но и как сохранить конкурентоспособность легальной продукции.
Чтобы снижение официальных объёмов не обернулось ростом теневого сегмента и дополнительных рисков для здоровья людей.

