В Ленобласти впервые проведут конкурс на обслуживание автобусных маршрутов по новому закону

Замначальника Управления по транспорту Ленобласти Михаил Присяжнюк зовет к участию в конкурсе на автобусные перевозки в первую очередь местные транспортные компании.
Автор фото: Пресс-служба администрации ЛО
Замначальника Управления по транспорту Ленобласти Михаил Присяжнюк зовет к участию в конкурсе на автобусные перевозки в первую очередь местные транспортные компании.
Автор фото: Пресс-служба администрации ЛО

Этим летом власти Ленинградской области проведут конкурсы среди перевозчиков на обслуживание автобусных маршрутов между городом и Ленобластью по новому закону о пассажирских перевозках.

Летом этого года Управление по транспорту Ленобласти проведет конкурсы среди перевозчиков на обслуживание автобусных маршрутов между Петербургом и областью, а также между районами. Будут разыграны более 40 социальных маршрутов, а также коммерческие (точное число еще не определено). Конкурсы впервые пройдут по новым правилам, которые установил Федеральный закон №220 "Об организации перевозок пассажиров". Документ вступил в силу 11 января 2016 года.

Миллиардный рынок

Емкость рынка автобусных перевозок в регионе составляет 6 млрд рублей в год. Но эксперты говорят, что на деле объем рынка больше — еще 2 млрд рублей приходится на долю нелегальных перевозчиков (больше всего их во Всеволожском, Гатчинском, Тосненском районах).
Крупнейшие игроки — это холдинг "Питеравто", ООО "АТП Барс–2", "АТП–31", вместе они контролируют 2/3 рынка. Всего в Ленобласти действует 74 перевозчика (с учетом муниципальных маршрутов). В прошлом году из бюджета Ленобласти на организацию социальных маршрутов было выделено 1,2 млрд рублей. Средняя цена проезда в населенном пункте Ленобласти на социальном маршруте составляет 25 рублей.
На смежные межрегиональные (между Петербургом и областью) и межрайонные маршруты приходится более половины рынка автобусных перевозок в Ленобласти. При этом доля социальных маршрутов на всех направлениях составляет около 70% от общего объема перевозок. В портфеле крупных перевозчиков, как правило, присутствуют и социальные, и коммерческие маршруты.
Эксперты полагают, что основные игроки примут участие в отборе и останутся работать. Но при этом, скорее всего, с рынка уйдут небольшие перевозчики, работающие на муниципальных и межмуниципальных маршрутах.

Новые правила

Согласно новому закону, на маршрут с госфинансированием проводится аукцион. Его может выиграть компания, которая соответствует квалификационным требованиям и согласна возить за минимальную субсидию. На маршруты без госфинансирования, то есть коммерческие, проводится открытый конкурс.
Закон также вводит новые критерии для отбора перевозчиков. Так, ранее заказчики перевозок (региональные и муниципальные власти) сами определяли эти критерии в меру своих представлений о том, как должны быть организованы перевозки.
Новый закон ввел четыре основных критерия, единых для всех регионов и муниципальных образований. Это количество ДТП у претендента в течение года до конкурса, опыт в регулярных пассажирских перевозках, характеристики автобусов, а также максимальный срок эксплуатации автобусов в течение всего срока перевозок.
В рамках нового закона областные чиновники также разработают для отбора специальную балльную систему. "Дополнительные баллы получат перевозчики, использующие автобусы на газомоторном топливе, а также автобусы, доступные для инвалидов, отмечает замначальника Управления по транспорту Ленобласти Михаил Присяжнюк.
"Мы планируем участвовать в конкурсе. Новые критерии отбора понятны и логичны", — говорит гендиректор ОАО "АТП–31" Сергей Алдошин.
"Хотелось бы ясности со сроками проведения конкурса и документацией, тогда мы примем окончательное решение об участии", — говорит Андрей Заботин, глава ООО "АТП Барс — 2".