На детях стали экономить: рынок игрушек и одежды показал падение

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Рынок детских товаров в Петербурге в целом растет - в 2016 году на 3,6% до 31,5 млрд рублей. Однако, самая большая категория рынка - детская одежда - второй год показывает падение. Несмотря на то, что детские товары относятся к приоритетным расходам семей, потребители снизили частоту покупок, чаще приобретают акционные товары, стали тратить деньги более рационально, исчезли импульсные покупки, отмечают эксперты.

Утверждение, что на детях не экономят, перестает быть аксиомой. Последние два года показали, что в условиях снижения реальных доходов населения, потребительское поведение семей изменилось.
На одной из сессий прошедшей в "Экспофоруме" деловой программы "Планета детства" участники рынка и эксперты отмечали, что потребители стали покупать детские товары в меньшем объёме или реже, перейдя на более дешёвые бренды и магазины, чаще стали покупать товары по акциям. Причем, лояльность к одному ретейлеру значительно снизилась, потребители ищут привлекательную цену в разных сетях.
По данным GFK, доля продаж в категориях детская одежда и игрушки сократились, в то время как доля детского питания и детской гигиены выросла. По словам аналитика GFK Антонины Закревской, рынок детских игрушек в России по итогам 2016 года сократился на 15% в рублях, однако в этом сегменте есть и растущие категории, например, продажи наборов для творчества выросли на 2%, игры и пазлы на 12%, конструкторы на 4% (исследование проводилось в магазинах доля продаж в которых детских товаров превышает 70%).
Старший руководитель проектов отдела количественных исследований COMCON Research Company Анна Пушина отмечает, что в целом рынок детских товаров (одежда, обувь, игрушки) в Петербурге по итогам 2016 года вырос на 3,6% до 31,5 млрд рублей. Однако один из самых больших его сегментов - одежда - второй год подряд показывает падение: по итогам 2016 года он сократился на 1,5% в рублях до 14,1 млрд рублей, по итогам 2015 года – на 6% до 14,3 млрд рублей. Эксперты поясняют это тем, что семьи стали экономить на детской одежде - младшие донашивают за старшими, кому-то знакомые отдают вещи, выросли продажи поношенной одежды на сайте частных объявлений.
В компании Avito (крупнейшая в России площадка частных объявлений) отметили, что в 2016 году число товаров, проданных на их сайте в подкатегории "детская одежда и обувь" выросло на 54% по сравнению с 2015 годом. "В прошлом году категория "личные вещи", в которую входят товары для детей, стала одной из наиболее популярных на Avito: интерес к ней вырос на 8%. Люди осознают, что незачем каждый раз покупать новые вещи, когда есть доступная качественная альтернатива", - говорит представитель компании Андрей Барковский.
Структура рынка детских товаров в Петербурге, 2016 год
Источник: Российский индекс целевых групп, Ipsos Comcon,
Аналитики "РБК.Исследование рынков" подсчитали, что в России рынок детских товаров в 2016 году сократился на 1% и составил 1,4 трлн рублей. При этом темпы падения рынка замедляются: в 2015 году оно было более глубоким - минус 4%.
Специализированные сети стали активно расширять ассортимент товаров под собственными торговыми марками (СТМ), особенно в категориях одежда, обувь, коляски, автокресла. По данным GFK, в 2016 году доля товаров СТМ в магазинах выросла с 5% до 13% в деньгах в России. По словам Антонины Закревской, покупатель становится более избирателен, тщательно проверяет информацию о товаре, читает форумы, расспрашивает знакомых. При этом две трети покупок в категории "одежда для детей" совершается в интернете.
В России лидером рынка детских товаров является сеть "Детский мир". В 2016 году компания выросла на 31,4% до 79,5 млрд рублей, за год ретейлер открыл 100 магазинов, доведя сеть до 525 точек. В этом году "Детский мир" планирует открыть не менее 70 новых объектов в России. Для компании Петербург является одним из приоритетных регионов развития. Активно развивается в городе и сеть "Дочки и сыночки", насчитывающая почти 150 магазинов в России. За последние два года (после ухода с рынка ГК Дети) ретейлер открыл в Петербурге 12 магазинов.
Из местных компаний активно развивается сеть "Детки", которую создали в 2015 году выходцы из ГК "Дети". За 2 года сеть открыла 24 магазина в Петербурге и семь в Москве, причем большая часть точек открыта на местах закрывшихся магазинов ГК "Дети".  Сети "Антошка СПб" и "Юниор" в 2016 году открыли в Петербурге по два магазина, "Лукоморье" - три.