Юристы назвали главные болевые точки перехода торговцев на онлайн–кассы

Онлайн–кассы должны помочь государству победить теневую торговлю. При этом главный удар будет нанесен по интернет–магазинам и предпринимателям, которые торгуют алкоголем.
Автор фото: Коммерсант
Онлайн–кассы должны помочь государству победить теневую торговлю. При этом главный удар будет нанесен по интернет–магазинам и предпринимателям, которые торгуют алкоголем.
Автор фото: Коммерсант

Петербургские юристы нашли в запущенном процессе перехода торговцев на онлайн–кассы целый ряд болевых точек и узких мест, которые в скором времени станут причиной массовых судебных разбирательств. Пострадают ИП — торговцы алкоголем и интернет–магазины.

В начале 2017 года начали действовать поправки в ФЗ–54 "О применении контрольно–кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием электронных средств платежа", которые вступили в силу в июле 2016 года. Изменения коснулись модели взаимодействия предприятий с ФНС. По новому закону все кассовые аппараты подвергаются модернизации либо замене. Онлайн–кассы передают информацию о покупке через операторов фискальных данных в налоговую. Таким образом, упрощается процедура регистрации и обслуживания кассовых аппаратов, а также отпадает необходимость многочисленных налоговых проверок: онлайн–кассы, по замыслу законодателя, станут эффективным инструментом государства в борьбе с теневой экономикой.
По закону переход на онлайн–кассы начался с 1 февраля 2017 года, но торговцы, успевшие зарегистрировать старую кассовую технику до 1 февраля, могут использовать ее до 1 июля 2017 года. С июля на новые кассы обязаны перейти большинство организаций, за исключением применяющих ЕНВД, оказывающих услуги населению и ИП на патенте. Последние обязаны начать передавать данные о чеке в ФНС и применять онлайн–ККТ с 1 июля 2018 года.
Желание государства побороть теневой бизнес и искоренить недобросовестную конкуренцию воспринимается общественностью позитивно, но данный закон успел породить как минимум две серьезные коллизии, о которых нам рассказали участники рынка и эксперты.
"Есть интересный момент, — отмечает одну из коллизий директор по маркетингу ООО "Касл–юнайтед" (разработчик ПО для онлайн–касс Qasl) Сергей Ружин, — сейчас ИП, работающие без касс, до июля 2018 года могут не передавать данные в ОФД, но вот ИП — торговцы алкоголем подключат онлайн–кассы одними из первых. И я не уверен, что все они об этом знают".
Дело в том, что в марте 2017 года вступят в силу изменения в ФЗ–171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции".
С 31 марта все продавцы алкоголя, в том числе пива (или глинтвейна из автолавок на центральных улицах — как ИП Александр Коновалов, герой нашего расследования "ИП городского масштаба"), будут обязаны использовать кассовое оборудование. При этом уже с 1 февраля в стране можно приобретать только новые онлайн–ККТ.
Среди торговцев слабоалкогольной продукцией много ИП, использующих ЕНВД и ПСН. По 54–ФЗ они обязаны установить ККТ только 1 июля 2018 года, а по 171–ФЗ — уже 1 апреля 2017–го. Коллизию двух законов разрешил в одном из своих последних постановлений Пленум Высшего арбитражного суда РФ в июле 2014 года, которое устанавливает приоритет специальной нормы над основной.

Кому быть кассиром?

Другая проблема видится экспертам в том, что налоговая не сама будет контролировать потоки информации от онлайн–касс. "Операторами фискальных данных будут фирмы, не имеющие формального отношения к налоговой. Исходя из практики, там, где привлекаются уполномоченные организации (например, реализация имущества в рамках исполнительных производств), появляется и сфера для злоупотреблений. Причем как в сторону налоговых органов, так и в сторону пользователей. В данном случае — онлайн–касс", — рассуждает руководитель консультационного департамента АКГ "Прайм Эдвайс" Руслан Мухаметшин. — Они могут, например, завышать требования к пользователям или необоснованно отказывать им в подключении".
Еще один аспект этой проблемы подчеркивают эксперты в области интеллектуального права из юридической фирмы Dentons. По их словам, закон создаст большое поле для споров операторам интернет–торговли. В первую очередь это связано с тем, что законодатель не дал ответа на вопрос, должны ли иметь онлайн–кассы все посредники (например, курьеры, которые непосредственно контактируют с покупателем — Ред.) или же обязанность иметь ККТ лежит только на самом торговце. "Если предположить, что законодатель намеренно не сделал исключение для посредников, содействующих расчетам в Интернете, то это может стать чувствительным бременем для интернет–бизнесов, которые ранее обходились минимумом формальностей и использовали это как свое конкурентное преимущество", — считают в Dentons.
Между тем производители онлайн–касс старательно нагнетают атмосферу, чтобы заработать на ажиотажном спросе. "Представители компаний — производителей ККТ на всех семинарах, посвященных 54–ФЗ, повторяют, что не справятся с наплывом клиентов", — говорит Сергей Ружин. Правда, на прямой вопрос "ДП" в АО "СКБ ВТ "Искра" (производитель ККТ) ответили, что "изготовление и поставка новых ККТ осуществляется в соответствии с заявками пользователей, так же как и поставка комплектов на переоборудование "старых" аппаратов в новые онлайн–кассы. "Никаких серьезных трудностей с приобретением и модернизацией касс в Петербурге не ожидается. Новых ККТ должно хватить на всех".
Старые кассы можно было регистрировать до 1 февраля 2017 года. При этом ККТ, зарегистрированная до этого срока, может быть использована до 1 июля 2017 года. Лица, не зарегистрировавшие старые кассы, должны использовать онлайн–кассы, если действующим законом для них предусмотрена обязанность по использованию касс. При этом с 1 апреля оно будет предусматривать обязательное использование касс для ИП, торгующих алкоголем. Из чего следует, что либо таковые должны были до 1 февраля перейти на простую кассу, либо с 1 апреля они будут вынуждены перейти уже на онлайн.
Елена Рыбальченко
юрист корпоративной практики "Пепеляев Групп"
В одной транзакции задействуются не только основные контрагенты, но и лица, выполняющие сервисные функции. Новая редакция закона о применении ККТ хотя и ввела обязанность использовать онлайн–кассы при расчетах электронными средствами платежа, в то же время не дает однозначного ответа на вопрос, обязаны ли посредники применять ККТ. Отсутствие ясности в данном вопросе оставляет в неопределенности не только посредников в интернет–торговле, но и самих продавцов: непонятно, кто из них должен выдавать чеки.
Георгий Пчелинцев
советник Dentons