Фото: Ваганов Антон

Метрополитен потерял 0,5 млрд рублей из-за сокращения пассажиропотока

ГУП "Петербургский метрополитен" потеряло более 500 млн рублей дохода из-за сокращения пассажиропотока. Утрату доходов подземка компенсирует повышением тарифа на проезд и увеличением субсидий из бюджета.

Пассажиропоток петербургского метрополитена сокращается не первый год. В 2016 году он составил 740,5 млн пассажиров, сократившись на 1,1 млн пассажиров, сообщили "ДП" в городском комитете по транспорту, при этом недополученный доход подземки составил 26 млн рублей. А в 2015 году пассажиропоток сократился на рекордные 23,1 млн человек (до 741,6 млн). В совокупности только за 2014 и 2015 годы подземка недосчиталась более 500 млн рублей.

Станция "Убыточная": метрополитен сокращает время работы пустующих "Спасской" и "Звенигородской"

Станция "Убыточная": метрополитен сокращает время работы пустующих "Спасской" и "Звенигородской"

4790
Николай Менделев

Потерю доходов метрополитен компенсирует увеличением стоимости проезда. Из-за этого при сокращении числа пассажиров выручка метрополитена с 2010 года ежегодно прирастает в среднем на 4%. На запрос "ДП" в ГУП ответили, что "бухгалтерская отчетность о доходах и себестоимости перевозок будет сформирована в установленные сроки, к концу марта". Можно предположить, что доход метрополитена за 2016 год приблизился к отметке в 20 млрд рублей.

Между тем себестоимость перевозки пассажиров у Петербургского метрополитена превышает его доходы и растет существенно быстрее выручки — в среднем на 12% каждый год (с 2010 года). Разница между доходом и себестоимостью покрывается субсидиями из городского бюджета. Их объем увеличился за последние 6 лет почти в 6 раз. В 2010 году метрополитену не хватало чуть менее 2 млрд рублей, а в 2017-м он претендует на субсидию в 12 млрд рублей.

Наращивать прежними темпами бюджетные расходы на поддержку общественного транспорта Смольный уже не может — дефицит бюджета не позволяет: в 2017 году он достиг рекордной отметки — 70 млрд рублей, и поднять его выше не позволяет законодательство. Ситуация вынудила петербургское правительство пойти на резкое повышение стоимости проезда в общественном транспорте. Так, с 1 января цена разовой поездки в подземке возросла на 10 рублей, до 45 рублей. Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко отметил, что повышение тарифа сильно не ударит по карману петербуржцев. Действительно, те горожане, которые пользуются электронным проездным билетом, то есть оплачивают поездки авансом, могут существенно сэкономить. Например, 10 поездок, купленные оптом в начале месяца, обойдутся в 36 рублей за поездку. Оплаченные авансом поездки подорожали в среднем на 7,7%, а не на 28%, как разовые поездки. Для справки: потребительские цены (инфляция) выросли за прошлый год на 5,4%.

В метрополитене уточнили, что 31% пассажиров оплачивает проезд жетонами, то есть платят по 45 рублей за поездку, а 69% — электронным билетам (31% из них — льготные категории пассажиров, а также пассажиры, имеющие право бесплатного проезда).

Петербургская подземка стала самым дорогим городским транспортом. Раньше по стоимости лидировали коммерческие автобусные маршруты. Но они отказались повышать тариф в начале этого года, оставив цену на уровне 40 рублей. Такая цена позволяет частным перевозчикам извлекать прибыль, обновлять подвижной состав, строить инфраструктуру. Социальные автобусные, троллейбусные и трамвайные маршруты, то есть субсидируемые из бюджета, с этого года стоят тоже 40 рублей (разовая поездка). На поддержку социальных автобусных маршрутов в бюджете зарезервировано 9 млрд рублей, а на трамваи и троллейбусы — 6,8 млрд рублей.

Одной из главных причин снижения пассажиропотока в метрополитене называют высокий уровень автомобилизации населения. Но у директора Ассоциации "Дормост" Кирилла Иванова другие сведения: городской трафик снижается, на автомобилях, как и на метро, люди ездят меньше. Эксперт объясняет такую динамику снижением деловой активности. К этому можно добавить сокращение числа мигрантов в городе, многие из которых активно пользовались метрополитеном.

В городе происходит миграция населения в районы, не охваченные сетью метро. Поэтому пассажиры пересаживаются на трамваи и автобусы — пассажиропоток наземного городского транспорта растет. Так, ГУП "Горэлектротранс", оперирующее трамваями и троллейбусами, перевезло за прошлый год 325,4 млн пассажиров, что на 5,4 млн больше, чем в 2015-м. А ГУП "Пассажиравтотранс", обслуживающее 150 автобусных маршрутов, перевезло 323 млн пассажиров, что на 4 млн больше, чем в 2015 году. "Позитивное влияние на пассажиропоток оказали закрытие нескольких станций метро на ремонт, закупка подвижного состава, увеличение частоты движения автобусов по некоторым маршрутам", — пояснили в компании.

Александр Сологуб Все статьи автора
17 января 2017, 00:18 27812
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама