За счет курсовых разниц

 

Грузооборот морских портов стремительно падает, но, несмотря на это, стивидоры и судоходные компании многократно наращивают доходы и прибыль.
Грузооборот ориентированного на импорт петербургского порта падает с осени 2014 года и по итогам 2016 года может достичь минимальной отметки за последнее десятилетие — 48 млн т, что примерно на 6% ниже уровня 2015 года.
Из–за девальвации рубля и запрета российских властей на ввоз продовольствия из некоторых стран Европы, США, Канады, Австралии импортные грузы почти исчезли с причалов петербургской гавани, а объемы экспорта не компенсируют потерь. Тем более что в совокупном экспорте существенную долю занимают нефть и газ, а петербургский порт не заточен на обработку таких грузов. Они покидают родину в основном через Усть–Лугу — она оттягивает на себя нефтяные потоки не только из Петербурга, но и из Приморска.
Несмотря на катастрофическое падение перевозимых по морю грузов, петербургские стивидорные и судоходные компании умудряются энергично, на десятки процентов, наращивать доходы и в разы увеличивать прибыль. Здесь, правда, бизнесменам на руку ослабление рубля, так как тарифы, в частности, на погрузо–разгрузочные работы для иностранных судоходных компаний номинированы в иностранной валюте, впрочем, как и тарифы перевозчиков. Но только за счет курсовых разниц прибыль не удвоишь, в 2015 году компании активно сокращали расходы на оплату труда не только рядовых сотрудников, но и руководства, избавлялись от лишнего имущества, сокращали инвестиционные расходы и рефинансировали кредиты, прежде всего в иностранной валюте.

Допуслуги

Крупнейшей компанией транспортного комплекса Петербурга стало АО «Первый контейнерный терминал» (ПКТ, входит в группу Global Ports). За прошлый год доход стивидорной компании возрос на 14%, до 9,3 млрд рублей, а чистая прибыль увеличилась на 19%, до 7,3 млрд рублей. ПКТ за прошлый год обработал всего 578 тыс. teus (20–футовых контенйеров), что на 39% ниже уровня 2014 года. Хотя в среднем число обрабатываемых в петербургском порту контейнеров по итогам 2015 года сократилось на 26%, до 1,7 млн teus. Стоит отметить, что во второй половине этого года падение контейнерного оборота в местном порту остановилось. Так что у контейнерных терминалов появилась надежда на рост грузооборота.
Один из участников внешнеэкономической деятельности раскрыл секрет, как контейнерные терминалы наращивают доход на фоне падения грузооборота. «Некоторые стивидоры навязывают услуги. Платить приходится за все и всем: за составление и заключение договора на транспортно–экспедиционное обслуживание, за аккредитацию грузовиков, за въезд грузовиков на территорию порта, за взвешивание контейнера и транспортного средства, за хранение груза, за перетарку, за перевес, за выставление на досмотр и осмотр (ветеринары, фото, санитары и пр.). Требования у некоторых терминалов нереальные, поэтому все нарушают и платят», — говорит эксперт.
Из–за падения спроса ПКТ заморозил проект увеличения пропускной способности с текущего уровня в 1,25 млн teu в год, до 1,5 млн teu. Принимая во внимание наличие свободных мощностей по перевалке контейнеров на терминале и текущие тенденции на российском контейнерном рынке, в среднесрочной перспективе основным направлением инвестиций ПКТ останется поддержание существующей инфраструктуры, говорится в отчетности компании.

Курс на прибыль

Второе место в тройке лидеров транспортного комплекса Петербурга заняло ПАО «Северо–Западное морское пароходство» — крупнейший морской перевозчик России, специализирующийся на экспортно–импортных перевозках навалочных, генеральных и проектных грузов, буксировках негабаритных грузов и плавсредств. Флот компании насчитывает 60 грузовых транспортных средства с суммарным дедвейтом 284 тыс. т, включая 10 морских судов и 47 грузовых судов класса «река–море» с дедвейтом от 3500 до 7000 т, а также 3 «РО–РО» баржи морского класса.
Доходы компании за 2015 год возросли на 37%, до 8,5 млрд рублей, а прибыль приблизилась к отметке 2 млрд рублей. И это притом, что объем перевозок сократился до 4,7 млн с 5,4 млн т в 2014 году, а фрахтовая ставка снизилась до $28,1 за тонну с $30 за тонну годом ранее.
В 2015 году выручка и прибыль поднялись за счет роста перевозок высокотарифицированных грузов, эффективного менеджмента, правильного перераспределения флота на отдельных грузопотоках, а также за счет роста курса валют по отношению к рублю, пояснили в СЗП.
СЗП в основном вывозит черные и цветные металлы, химические удобрения, лесные грузы, уголь и зерно за пределы России. Сокращение объема перевозок отчасти объясняется падением импорта в Россию, что привело к снижению загрузки судов на обратном пути.

Металл вместо удобрений

Третье место в рейтинге заняло ОАО «Морской порт Санкт–Петербург» (Морпорт, входит в UCL Holding Владимира Лисина) — эта стивидорная компания наращивала выручку и прибыль существенно более высокими темпами, чем ПКТ, — на 37%, до 5,8 млрд рублей. А грузооборот компании по итогам 2015 года сократился с 8,2 млн до 7,9 млн т за счет сокращения грузооборота металлолома (-13%) и минеральных удобрений (-56%) из–за перераспределения грузопотока в пользу специализированных терминалов России и стран Балтии.
Снижение грузопотока компания нивелировала увеличением экспорта черных, цветных металлов (на их долю приходится 50% грузооборота компании) и импортом продовольствия. Перевалка рефрижераторных грузов — мяса и рыбы глубокой заморозки — в 2015 году возросла в 2,3 раза по сравнению с предыдущим годом и продолжает расти. В результате «Морпорт» увеличил долю рынка стивидорных услуг в Большом порту Петербурга с 13 до 15%.
Одним из важных событий 2015 года стало заключение контракта с компанией РУСАЛ на обработку 7,5 млн т алюминия и 3,75 млн т глинозема, что позволит обеспечить порт работой по цветным металлам на ближайшие 5 лет.