23:4824 ноября 201623:48
230просмотров
23:4824 ноября 2016
Непродовольственный ретейл, в отличие от продуктовой розницы, прочувствовал на себе падение покупательной способности в 2015 году в полной мере. Если отказаться от походов в магазины за продуктами петербуржцы не смогли по объективным причинам, разве что максимально удешевить корзину, то отложить покупку новой стиральной машины и отказаться от ремонта в гостиной решили многие.
Отчасти спасением продаж для сетей магазинов товаров для дома и строительных материалов стал отказ петербуржцев от туристических поездок. Многие ретейлеры отмечали, что вместо отпуска за границей некоторые потребители провели лето за ремонтом квартир и дач, но отдавая предпочтение более дешевым товарам.
Оборот рынка DIY в 2015 году сократился на 4,89%, до 1,46 трлн рублей, по оценкам агентства INFO–Line. В 2016 году ожидаемое снижение — около 8%, до 1,35 трлн рублей. Отчасти такое падение рынка связано с уходом сети «Метрика», которая окончательно сдала позиции в этом году. Расширение сети в российские регионы на фоне падения спроса и курса рубля привело к проблемам с оплатой товара и закрытию магазинов. Суд признал проработавшую на рынке 20 лет компанию банкротом, сеть не спасли ни продажа магазинов конкурентам, ни выставление на торги земельных участков под жилое строительство.
В то время как «Метрика» покинула рынок, другие игроки активно развиваются. Так, «Максидом» начал строительство нового гипермаркета впервые за последние 8 лет, «Петрович» вышел на московский рынок. Обе компании делают ставку на интернет–торговлю. У сети «Максидом», по словам члена совета директоров компании Марии Евневич, продажи через Интернет за 2015 год выросли на 50%. У «СТД Петрович», по данным гендиректора сети Евгения Мовчана, дистанционные продажи (включая Интернет и call–центр) приносят 70% выручки. Как признают ретейлеры, сейчас им приходится снижать собственную маржу, чтобы удержать цены на доступном для потребителя уровне. Сегмент товаров для дома тоже потерял своего игрока, банкротство федеральной сети «Уютерра» освободило площадку для расширения сети «Домовой».
Техника в поисках вариантов
Продажи бытовой техники и электроники за прошлый год тоже ощутимо просели — сказался товар в валюте и специализация на товарах не первой необходимости. Как подсчитали специалисты GfK, падение рынка бытовой техники и электроники в 2015 году составило 13,5% в рублях и 24% в штуках при росте цен на 14%. В этом году ситуация начала улучшаться, продажи в первом полугодии 2016 года в России выросли на 10,7% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Рынок начал расти впервые с декабря 2014 года, когда покупатели в ажиотаже, вызванном обвалом рубля, пытались спасти деньги, потратив их на технику и электронику.
Практически заморозив экспансию физических магазинов, ретейлеры активно развивали возможности своих интернет–магазинов и рапортовали о росте продаж непрофильных категорий — товаров для дома, мебели, детских товаров. Свою новую бизнес–модель представила «Техносила» — ребрендинг, расширение ассортимента на 35% и ставка на онлайн–заказы должны помочь закрывшей с треть своих магазинов сети преодолеть кризис и вновь начать развиваться.
Происходили у компании и другие изменения — Виктор Гордейчук, объединивший в 2014 году свою региональную сеть «Техношок» с «Техносилой», продал свои 30% акций группе «БИН» семьи Гуцериевых–Шишхановых, которые теперь полностью владеют этим бизнесом. По условиям соглашения, в объединенной компании «Техносила» 30% должны были принадлежать Виктору Гордейчуку, а 70% — структурам МДМ–Банка. Между сторонами больше года длился конфликт: акционеры «Техносилы» не выполнили условия инвестсоглашения по интеграции — Виктор Гордейчук не получил обещанной ему доли сети, хотя со своей стороны все обязательства выполнил, передал активы (торговое оборудование, товарные запасы, переоформил договоры аренды) и пассивы в объединенную компанию. В конце концов сторонам удалось договориться, как признавали участники рынка, семья Гуцериевых–Шишхановых предпочитает единолично владеть активами, поэтому выход Гордейчука из состава акционеров был неизбежен.
Передел в детском сегменте
Наименьший удар в кризис пришелся на сегмент товаров для детей. По данным ГК «Детский мир», в 2015 году российский рынок детских товаров вырос на 2%, до 509 млрд рублей, а в 2016 году может вырасти на 3% и составит 524 млрд рублей. Из них на Петербург, по разным оценкам, приходится 6–7%. Комментируя свое развитие, ряд ретейлеров признавались: «На детях экономят в последнюю очередь».
Но тезис уже не предотвратил краха крупнейшего игрока этого рынка в Петербурге, компании ГК «Спецобслуживание» (сети «Здоровый малыш», «Мама» и «Дети»). Корпоративный конфликт между акционерами Николаем Кичиджи, Алексеем Угаркиным и Романом Яворским привел к разрушительным для их бизнеса последствиям и довел компанию до банкротства.
Причиной стало отсутствие согласия по вопросу инвестирования денежных средств из основного бизнеса в непрофильные проекты. В итоге сеть перестала расплачиваться с поставщиками, магазины стали закрываться, и компанию захлестнула волна исков. Выручка компании с 26 млрд рублей и прибыли в 400 млн рублей в 2014 году упала до 11 млрд рублей и убытка в 1 млрд рублей в 2015 году, по данным СПАРК.
Но свято место пусто не бывает, долю рынка ушедшего игрока стали занимать новички и москвичи. Выходцы из «Детей» запустили сеть «Детки», активно развивались московские «Дочки–сыночки» и гигант «Детский мир», а также петербургская компания «Вот он я».
В том числе с помощью представителей сетей этого сегмента за 2015 год произошла невероятная ротация арендаторов в торговых центрах. Давние постояльцы торговых коридоров сменились на новичков рынка.
Напряжение в отношениях ретейлеров с арендодателями из–за договоров в валюте в течение года постепенно сошло на нет. Стороны пришли к выводу, что нужно быть вместе и в богатстве и в бедности, и арендодатели начали искать взаимовыгодный компромисс со своими партнерами. Многие ретейлеры, занявшие опустевшие торговые центры, признавали — с собственниками торговых центров договориться стало проще, жесткая позиция сменилась на лояльность.
Потребители тоже поменяли свое отношение к покупкам, устав жить в режиме постоянной экономии, спрос в некоторых сегментах начал постепенно восстанавливаться. Посещаемость ТРЦ «Галерея» в 2016 году выросла к прошлому году, посещаемость принадлежащих холдингу «Адамант» комплексов остается на уровне прошлого года, даже с небольшой тенденцией к росту.