23:4424 ноября 201623:44
232просмотров
23:4424 ноября 2016
Масштабные инфраструктурные стройки не дали подрядчикам уйти на дно. Более того, наиболее удачливые существенно нарастили прибыль на государственных контрактах.
По данным генподрядной компании STEP, в 2015 году промышленное строительство продолжило падение, начавшееся еще в 2013–м. В прошлом году было построено и реконструировано на 3,6% производственных площадей меньше, чем в 2014–м. Всего ввели 448,6 тыс. м2 новой промышленной недвижимости, причем треть из них (136,7 тыс. м2) — за счет плановой реконструкции завода «Тойота Мотор» в Шушарах. Всего построено 33 производственных объекта, реконструировано 10.
Значимые проекты
Среди наиболее значимых промышленных проектов 2015 года — «Мебельный технопарк» в Красногвардейском районе, мебельное производство компании «Салотти» в Приморском. А также научно–производственный комплекс по разработке и производству лекарственных препаратов от фармацевтической компании «Новартис Нева» и первая очередь комплекса по исследованию и производству активных фармацевтических субстанций от НПК «Цитомед».
Данные Смольного подтверждают эту статистику: в 2015 году объем вложений в основной капитал промышленных предприятий упал на 4% против роста этого показателя на 4,6% годом ранее. Промышленники Петербурга в прошлом году потратили на свое развитие 99,7 млрд рублей (в 2014–м — 104 млрд рублей). Инвестировать в модернизацию производства или строительство нового предприятия готовы лишь те компании, которые могут рассчитывать на госзаказ, а также те, кто замещает недоступные из–за санкций импортные товары. Но эти инвестиции не столь значительны, как, например, в создание новых автозаводов. Поэтому компании, специализирующиеся на промышленном строительстве, в лидеры отрасли не попали.
Надежда на «Силу Сибири»
Иная ситуация на рынке инфраструктурного строительства. Несмотря на кризис, реализуются крупные государственные проекты, и петербургские компании, вписавшиеся в них, чувствуют себя весьма неплохо. Например, «Ленгазспецстрой» (ЛГСС), входящий в группу «Стройгазмонтаж» (СГМ) Аркадия Ротенберга, получает крупные субподрядные контракты от своей головной компании. Сейчас в руках СГМ сосредоточены генподрядные контракты по пяти участкам газопровода «Силы Сибири» на общую сумму 197,7 млрд рублей. Все они были получены компанией без проведения конкурса в 2015 году. И СГМ распределяет отдельные работы между своими и привлеченными структурами. Наиболее внушительные подряды достаются ЛГСС.
В 2015 году эти успехи еще не успели в полной мере отразиться на финансовых показателях ЛГСС — чистая прибыль этой компании упала более чем на 30%, до 119 млн рублей. Но это временное явление: в 2016–м ЛГСС получил несколько субподрядов, в частности на «Силе Сибири» (38,57 млрд рублей), а также в газпромовских «Южном потоке» (17,1 млрд рублей) и «Нефтеконденсатопроводе Уренгой—Пур–Пэ» (41,5 млрд рублей). В итоге во II квартале 2016 года прибыль выросла более чем в 6 раз по сравнению с тем же периодом 2015–го, до 300 млн рублей.
Урезанное финансирование
А вот у занявшего второе метро в нашем рейтинге «Балтстроя» (входит в ХК «Форум» Дмитрия Михальченко), наоборот, в прошлом году дела были куда лучше, чем теперь. Компания была подрядчиком запущенного в декабре 2015–го порта Бронка (совокупный объем инвестиций в этот проект оценивается в 60 млрд рублей), а также нескольких проектов по реставрации и реконструкции архитектурных памятников. Это позволило «Балтстрою» нарастить выручку более чем на 3 млрд рублей против показателя 2014 года, до 23,4 млрд.
Но в сентябре прошлого года Дмитрия Михальченко арестовали за контрабанду алкоголя, и теперь судьба всего «Форума», включая и «Балтстрой», под вопросом.
Зато ничто пока не угрожает доминирующему положению петербургского «Метростроя». Смольный пока не отказывается от строительства метро, хотя финансирование несколько урезает. Например, смету строительства перегона от станции «Южная» до «Международной» с промежуточными станциями «Дунайская» и «Проспект Славы» (Фрунзенский радиус) сократили на 30%, до 26 млрд рублей. Из–за этого «Метрострою» не хватает 4 млрд рублей, чтобы полностью выполнить все работы, утверждают в компании. В результате он сдаст объект в срок, в декабре 2017 года, но пассажиры по этому участку ездить пока не смогут. Может оказаться, что ветку откроют только для технического движения.
Однако финансирование сократилось не настолько, чтобы это серьезно пошатнуло позиции «Метростроя». Его выручка в 2015 году немного упала — на 1,6 млрд рублей, до 22,3 млрд. Но все равно именно он получает все подряды на прокладку подземки. Так, в 2015 году компания заключила госконтракты на 88,9 млрд рублей. В числе проектов монополиста помимо Фрунзенского радиуса строительство участка Невско–Василеостровской линии от станции «Приморская» до станции «Улица Савушкина», Красносельско–Калининской линии от станции «Казаковская» до станции «Обводный канал — 2» с электродепо «Красносельское» и другие.
Помимо подземки «Метрострой» энергично осваивает и наземное строительство. Так, в июле 2016 года он получил генподряд на достройку стадиона «Зенит–Арена» вместо компании «Инжтрансстрой–СПб», с которой Смольный разорвал контракт за срыв сроков и регулярное превышение сметы. «Метрострой» также построит музейный центр в Ленобласти за 2,27 млрд рублей.