Президент холдинга "Папа Джонс" в России и СНГ Кристофер Уинн рассказал о планах развития в Петербурге, о потенциале развития в Ленобласти и о том, почему в Америке работать тоже непросто.
Расскажите, какие у вас планы по открытию ресторанов в Петербурге и в России в целом?
— Мы планируем открыть в этом году четыре ресторана в Петербурге, а в ближайшие 5 лет довести их число до 40. В России до конца года мы откроем наш сотый ресторан, в следующем году откроем 30-40 заведений. Основной упор мы делаем на Москву и Петербург, но продолжаем развиваться и в регионах.
Вы вкладываете собственные средства в развитие или привлекаете франчайзи, инвесторов?
— Да, это наши собственные средства, не франчайзи. Мы владеем правом развития сети в России. В Петербурге и Москве вкладываем собственные средства и не привлекаем заемные. А в регионах чаще всего работаем вместе с партнерами через франчайзинг.
Сколько составляет объем вложений в развитие сети в России?
— За 10 лет работы в России мы инвестировали более $20 млн. Открытие каждого ресторана обходится нам в 10-15 млн рублей. Срок окупаемости бывает разный, от 1 года до 5 лет, в зависимости от места, в среднем это 2,5 года.
В кризис эта цифра изменилась?
— Мы наблюдаем рост, не чувствуем кризис. Наш средний чек — 800-1500 рублей, и это на три-четыре человека, таким образом, если мы рассмотрим цену на одного покупателя, пообедать стоит не так дорого. Наш средний чек вырос. Мы связываем это с тем, что если раньше потребитель ходил в ресторан 2-3 раза в месяц, то сейчас он ходит в ресторан 1-2 раза, а вместо третьего заказывает пиццу на дом. Когда пиццу заказывают через Интернет, средний чек получается выше. Наш клиент видит перед глазами меню, может внимательно выбрать еще какие-то закуски и десерты, а когда он висит на трубке и оператор спрашивает, что еще он хочет заказать, сразу чувствуется давление, и это сказывается на стоимости заказа. А насчет кризиса — людям нужно кушать, и потребитель все равно любит качество. А пицца — это самый популярный продукт по всему миру. Он существует более 2 тыс. лет. Поэтому качественная пицца — это очень ценная вещь. К тому же эмоциональная. Ты заказываешь пиццу, когда хочешь ощутить уют и тепло, и во время кризиса эта потребность не пропадает.
Но крупные компании, которые считают рынок, рассказывают, что рынок упал на 3% в посещениях с начала 2016 года. То есть, чтобы расти, нужно "отъедать" долю у конкурентов.
— В Москве говорят то же самое. Но у нас сопоставимый рост — 20%. Нам помог акцент на доставку. Поэтому обычные заведения, куда гости отправляются в пятницу вечером, не являются нашими конкурентами. Наша целевая аудитория — уставший горожанин, который едет с работы, или подросток, который играет в компьютерные игры, и они готовы заказать пиццу даже во вторник вечером.
Предприниматели говорят, что рынок доставки переполнен и предложение превышает спрос.
— Не согласен. Если говорить о предложениях качественного продукта, то таких сервисов не хватает и спрос на них есть.
Но клиент должен сделать первый заказ, чтобы оценить качество продукта. Как вы заставляете людей узнавать о вас и сколько тратится на маркетинг?
— Да, вы правы. Самый лучший маркетинг — это слова близких, и мы стараемся делать продукт, о котором наш гость расскажет своим друзьям и семье. 80% наших продаж идет через Интернет. Поэтому мы не только ресторанный бизнес, но и интернет-бизнес. Поэтому мы уделяем внимание сайту как важнейшему каналу продаж.
Вы ушли с петербургского рынка 2 года назад, как планируете заново привлекать лояльных потребителей?
— Мы должны будем открывать больше ресторанов, чтобы обеспечивать доставку по всему городу. В данный момент с двумя ресторанами мы не можем этого сделать. Пока их число не достигло 8-10, у нас будут сложности, и мы это понимаем, поэтому будем быстро открываться. Формат ресторана для доставки с несколькими посадочными местами — это оптимальный для нас вариант, для развития в Интернете. Мы выбирали не самые проходимые точки, но удобные с точки зрения транспортной доступности. Следующие два ресторана будут побольше и ближе к центру города. Точно так же было у нас в Москве, первый ресторан в центре мы открыли спустя 8 лет работы. Люди же живут не на Невском, да, они по нему гуляют, но их ежедневные привычки формируются там, где они обитают каждый день — где работают, где живут. 10-15% наших 40 петербургских ресторанов будут с большим количеством посадочных мест, упор остальных будет на доставку. Подходящие для нас помещения найти непросто, зачастую собственники не всегда адекватно оценивают стоимость аренды. Пробок мы не боимся, привыкли к ним в Москве.
Как изменились рынок, конкуренция за 2 года вашего отсутствия на петербургском рынке?
— Конкуренция, конечно, сильно увеличилась. Качество пиццы и уровень конкурентов здесь неплохой. Но нас это не пугает. Мы стараемся учиться, какие-то вещи они делают неплохо. Но мы верим в наш продукт и в его качество. Готовы страдать какое-то время в плане себестоимости и рентабельности, так как наши ингредиенты достаточно дорогие, но цены невысокие. Мы не будем смотреть на рентабельность в ближайшие 2 года.
У вас свой автопарк?
— Да, в Москве сейчас почти 400 машин. В Петербурге сейчас 15. Пока мы можем доставлять пиццу только в те районы, где у нас открыты рестораны.
В развитии в Ленинградской области видите перспективу?
— Да, и мы планируем открываться там, после покрытия Петербурга. У нас есть свой логистический центр. Фудкост там, конечно, будет выше, но зато ниже аренда. У нас фудкост на уровне 32%.
Маржинальность выше у доставки или у ресторана с большим числом посадочных мест?
— Зависит от заведения и среднего чека. Доставка позволяет нам выбрать не самые видные и проходные места и сэкономить на аренде. Поэтому мы можем делать пиццу дешевле, чем в ресторане на Невском, где придется отдать за аренду 1,5 млн рублей в месяц. Для доставки характерны плавающие затраты – если пиццу не заказали, мы не потратились на высокую аренду.
Какие вы видите отличия российского рынка от мирового?
— Вкус и привычки очень схожи. В России самая большая доля продаж через Интернет (80%) — больше, чем в США (55%) и Великобритании. Для меня это означает, что в России очень продвинутая молодежь.
С какими поставщиками вы сотрудничаете?
— 90% наших партнеров — российские производители, малые и средние предприятия. После введения санкций мы очень много сил, денег и времени потратили на развитие российских производителей, на экспертизу. Сейчас разницы с иностранными продуктами мы не чувствуем. Но поначалу было тяжело, на момент объявления контрсанкций у нас на складе оставалось продуктов на 2 недели работы. Несмотря на такие трудности, мне нравится работать в России. Через трудности закаляется характер. Нюансы есть на каждом рынке, и в Америке, надо признать, не проще, делать бизнес там нисколько ни легче. Когда говорят, что в Америке бизнес строить легче, обманывают. Так любят говорить политики, это пропаганда. Wall street journal писал о том, как сложно делать бизнес в России. Да, тут действительно есть сложности и нюансы, которых нет в других странах. Если хочешь делать деньги не из воздуха, понимаешь, что деньги зарабатываются трудом, что надо платить налоги и вести честные и прозрачные отношения с партнерами — здесь можно зарабатывать. Я знаю это не понаслышке — у меня много друзей, которые ведут бизнес в Америке, и там не лучше, в чем-то даже хуже. Делать бизнес непросто — неважно где. В России мы сталкиваемся с непредсказуемостью законодательства, могут появляться требования или стандарты, которые вообще не соответствуют логике. Они могут просуществовать несколько месяцев, а потом просто исчезнуть. Но выполнение всех подобных требований для бизнеса — головная боль.
Вы видите потенциал для развития ресторанного бизнеса в Интернете?
— Для рынка доставки пиццы, думаю, это логичный путь. Пицца, также как суши и китайская еда, легко транспортируется. Но пытаться доставлять ризотто, дораду на гриле непросто — это будет уже другое качество продукта. Мы думали над другими видами блюд, но решили, что мы хорошо делаем пиццу и лучше будем делать хорошо один продукт, чем не очень хорошо несколько.