Финскую сеть гипермаркетов "К-руока", которую купит "Лента", подкосили контрсанкции и курс рубля

Автор фото: Коллаж «ДП»:Trend/ Андрей Федоров, Ковалев Петр
Олег Буяльский, генеральный директор «Кеско Фуд Рус», и Ян Дюнинг, генеральный директор "Ленты" (справа)

"Лента", входящая в топ–5 продовольственных сетей в России, покупает у финского холдинга Kesko сеть продовольственных гипермаркетов "К–руока". Обе стороны планируют закрыть сделку стоимостью 11 млрд рублей до конца этого года. По мнению экспертов, дела финнов подкосили контрсанкции и курсовые колебания.

Как стало известно "ДП", "Лента" планирует приобрести сеть финских гипермаркетов "К–руока" в России. Сеть насчитывает 11 магазинов в Петербурге и Ленобласти (общей торговой площадью около 49,2 тыс. м2), ее оборот по РСБУ в 2015 году составил 7,7 млрд рублей. По данным "Инфолайн", доля "Ленты" в Петербурге на рынке продовольственных товаров — 13,8%, а "К–руоки" — 0,7%.
Обе стороны подтвердили факт переговоров, а поздно вечером в пятницу опубликовали информацию об этом на своих сайтах, отказавшись от дальнейших комментариев. По оценке участников рынка, Кesko планировала выручить за сеть "К–руока" не менее 13–14 млрд рублей. При этом холдинг с 2012 года инвестировал в развитие сети в 2 раза больше. Однако за такую сумму покупателей не нашлось. Эксперты оценили сумму сделки в 11 млрд рублей. Сегодня стороны должны объявить о достигнутых договоренностях.

Проворная "Лента"

Переговоры с Kesko о покупке сети "К–руока" вели многие ретейлеры, в числе которых "Магнит" и "Ашан". "Но "Лента" перебила цену, предложив на 20% больше, чем остальные. Kesko очень хочет закрыть сделку до конца года", — говорит топ–менеджер одной из сетей гипермаркетов. "Сделка составит 10–11 млрд рублей. Представители "Ленты" уже ходят на совещания "К–руоки", — рассказал источник, знакомый с ходом переговоров.
О том, что "К–руока" выставлена на продажу, "ДП" писал в мае этого года. Участники рынка указывали, что основная причина — неэффективность сети. "Из всей сети только два магазина показывают рост сопоставимой выручки, остальные несут убыток", — рассказал тогда бывший топ–менеджер "К–руоки". Интересно, что сеть все 5 лет присутствия на российском рынке развивал Олег Буяльский, бывший член совета директоров "Ашан Россия" и операционный директор "Ленты".
По словам гендиректора "Инфолайн–Аналитика" Михаила Бурмистрова, совокупный накопленный убыток "К–руока" на 1 июля 2016 года превысил 6 млрд рублей, а чистый долг — более 7,5 млрд рублей, выплаты только процентов по кредитам в 2016 году превысили бы 400 млн рублей. "Фактически сделка позволяет Kesko с наименьшими потерями выйти из российского бизнеса в сегменте FMCG, который второй год генерирует 2 млрд рублей убытка и не демонстрирует предпосылок к выходу на безубыточность", — говорит Михаил Бурмистров. Эксперт оценил сумму сделки в 11 млрд рублей с учетом работающих и строящихся гипермаркетов, а также земельных участков.
Генеральный директор "Терра Инкогнита" Сергей Федоров считает, что причины ухода "К–руоки" с российского рынка прежде всего политические, кроме того, контрсанкции не дали возможности продавать финский ассортимент, и в итоге он стал таким же, как и у многих других ретейлеров.
Управляющий партнер Pollyanna Capital Partners Николай Габышев считает, что для "Ленты" финская сеть станет хорошим приобретением, так как компания сможет усилить свои позиции в Петербурге. При этом ретейлеры считают, что из 11 объектов только четыре — на Парашютной, Планерной, Урховской улицах и во Всеволожске (рядом с "Лентой") — интересны, остальные имеют не очень удачное месторасположение. "Лента" сможет увеличить продажи в магазинах "К–руоки", но рано или поздно начнется "ганнибализация" между магазинами внутри самой "Ленты" в Петербурге, так как у нее их уже очень много.
Что касается другого российского бизнеса Kesko — DIY–магазинов "К–раута", то Михаил Бурмистров считает, что их компания продавать не будет. "Сеть DIY продолжает развитие. Например, в 2016 году "К–раута" выкупила один из гипермаркетов у сети "Метрика". Сеть хотя и несет убытки на протяжении последних 5 лет, но в существенно меньшем объеме, чем "К–руока" (492 млн рублей в 2015 году), а чистый долг составляет всего 244 млн рублей", — говорит эксперт, подчеркивая, что Kesko не теряет надежды сократить убытки.

Финский заход

Холдинг Kesko пытался выйти на российский розничный продовольственный рынок еще с 2008 года. Тогда ситуация была противоположная: была выставлена на продажу "Лента" из–за акционерных войн, и Kesko претендовала на ее покупку. И даже подавала в ФАС ходатайство о приобретении ООО "Лента" (подавала дочерняя компания Kesko Food — Cassa Oy). Однако позже Kesko известила антимонопольную службу, что компании не удалось достичь договоренности о приобретении сети.
В 2012 году Kesko уже самостоятельно вышла на российский рынок с брендом "К–руока". При этом основной конкурент Kesko в Финляндии — корпорация SOK вышла в Петербург в 2008 году с сетью Prisma, которая сегодня насчитывает 17 магазинов: шесть гипер– и 11 супермаркетов.
Сейчас сеть также заморозила планы развития в России. Однако, по словам генерального директора Prisma Ярмо Паавилайнена, у компании нет планов по уходу с петербургского рынка. "Падение спроса действительно повлияло на торговлю, но мы ожидаем оживления уже в следующем году", — говорит топ–менеджер.
В 2013 году в отчете Kesko сообщалось, что холдинг планирует тратить свыше 100 млн евро в год на расширение сетей продовольственных гипермаркетов "К–руока" и строительных "К–раута" в России. Причем основные инвестиции и перспективы были связаны именно с продуктовым направлением, а ключевым регионом считалась Россия, где розница росла примерно на 10% в год. В 2015 году "К–руока" планировала выйти в Московский регион, однако так этого и не сделала.
"Возможно, в Kesko поняли, что конкуренция в сегменте гипермаркетов в Петербурге усиливается, а вкладывать новые инвестиции холдинг не готов. Kesko вышла на рынок, когда курс евро был 40 рублей, а сегодня почти 70", — считает Николай Габышев.

В своей тарелке

"Формат гипермаркетов себя чувствует не лучшим образом. Потребитель стремится экономить, сокращать количество покупок. Поэтому в зоне риска оказываются именно форматы с большим ассортиментом", — считает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева.
Тем не менее для "Ленты" формат гипермаркетов как раз основной, и она наращивает темпы развития. "Мы развиваемся в соответствии с графиком и намерены открыть в этом году в России 40 новых гипермаркетов, ожидаем превзойти нашу амбициозную цель по удвоению торговой площади сети до декабря 2016 года. Сегодня у нас уже сформирован портфель проектов на 2017 год, поэтому мы приступили к работе над проектами 2018 года", — сообщил на прошлой неделе ретейлер. На 30 сентября 2016 года общая торговая площадь "Ленты" в стране составила 963,4 тыс. м2 (+22,3% к уровню 2015 года).
Я не уверен, что «Лента» заплатила на 20?% больше других претендентов. Там сидят адекватные акционеры и, если они об этом прочитают, должны выгнать весь менеджмент. Ладно 1–2?%, но 20?% — это слишком! Финны выходили на рынок, еще когда я работал в «Пятерочке» в Петербурге. Чтобы сети выйти в Петербург и получить массовую долю, нужно вложить достаточно много денег. И их вложения должны были быть больше. «К–руок­е» нужно было активно развивать сеть — открывать магазины или их покупать. Но они замешкались. Очевидно, что это не последний финский ретейлер, который уйдет с рынка.
Дмитрий Потапенко
управляющий партнер Management Development Group
Нам купить сеть не предлагали. Но скажу, что у магазинов "К–руока" не самые лучшие локации — например, Парашютная, Пискаревка. Ситуация на рынке довольно любопытная — "Магнит", X5 Retail Group и "Лента" готовы покупать разные сети исходя из своих моделей. Даже показатели стали неважны. Берут расположение, трафик, метраж, смотрят, сколько смогут получить по выручке, и предлагают цену. "Лента" — компания питерская, руководство в Петербурге, они лучше понимают, что можно изменить. "Ашану" было бы сложнее, там разрешения и согласования из Франции по полгода надо получать.
Дмитрий Костыгин
совладелец "Юлмарта", "Оптоклуба "Ряды" и др.