Амера Карлос, Наталья Модель Все статьи автора
23 октября 2016, 23:32 39668

Финскую сеть гипермаркетов "К-руока", которую купит "Лента", подкосили контрсанкции и курс рубля

Олег Буяльский, генеральный директор «Кеско Фуд Рус», и Ян Дюнинг, генеральный директор "Ленты" (справа)
Олег Буяльский, генеральный директор «Кеско Фуд Рус», и Ян Дюнинг, генеральный директор "Ленты" (справа)
Фото: Коллаж «ДП»:Trend/ Андрей Федоров, Ковалев Петр

"Лента", входящая в топ–5 продовольственных сетей в России, покупает у финского холдинга Kesko сеть продовольственных гипермаркетов "К–руока". Обе стороны планируют закрыть сделку стоимостью 11 млрд рублей до конца этого года. По мнению экспертов, дела финнов подкосили контрсанкции и курсовые колебания.

Как стало известно "ДП", "Лента" планирует приобрести сеть финских гипермаркетов "К–руока" в России. Сеть насчитывает 11 магазинов в Петербурге и Ленобласти (общей торговой площадью около 49,2 тыс. м2), ее оборот по РСБУ в 2015 году составил 7,7 млрд рублей. По данным "Инфолайн", доля "Ленты" в Петербурге на рынке продовольственных товаров — 13,8%, а "К–руоки" — 0,7%.

Акционеры "О'Кея" хотят продать сеть за $2 млрд, в переговорах участвует "Ашан"

Акционеры "О'Кея" хотят продать сеть за $2 млрд, в переговорах участвует "Ашан"

26990
Амера Карлос

Обе стороны подтвердили факт переговоров, а поздно вечером в пятницу опубликовали информацию об этом на своих сайтах, отказавшись от дальнейших комментариев. По оценке участников рынка, Кesko планировала выручить за сеть "К–руока" не менее 13–14 млрд рублей. При этом холдинг с 2012 года инвестировал в развитие сети в 2 раза больше. Однако за такую сумму покупателей не нашлось. Эксперты оценили сумму сделки в 11 млрд рублей. Сегодня стороны должны объявить о достигнутых договоренностях.

Проворная "Лента"

Переговоры с Kesko о покупке сети "К–руока" вели многие ретейлеры, в числе которых "Магнит" и "Ашан". "Но "Лента" перебила цену, предложив на 20% больше, чем остальные. Kesko очень хочет закрыть сделку до конца года", — говорит топ–менеджер одной из сетей гипермаркетов. "Сделка составит 10–11 млрд рублей. Представители "Ленты" уже ходят на совещания "К–руоки", — рассказал источник, знакомый с ходом переговоров.

О том, что "К–руока" выставлена на продажу, "ДП" писал в мае этого года. Участники рынка указывали, что основная причина — неэффективность сети. "Из всей сети только два магазина показывают рост сопоставимой выручки, остальные несут убыток", — рассказал тогда бывший топ–менеджер "К–руоки". Интересно, что сеть все 5 лет присутствия на российском рынке развивал Олег Буяльский, бывший член совета директоров "Ашан Россия" и операционный директор "Ленты".

По словам гендиректора "Инфолайн–Аналитика" Михаила Бурмистрова, совокупный накопленный убыток "К–руока" на 1 июля 2016 года превысил 6 млрд рублей, а чистый долг — более 7,5 млрд рублей, выплаты только процентов по кредитам в 2016 году превысили бы 400 млн рублей. "Фактически сделка позволяет Kesko с наименьшими потерями выйти из российского бизнеса в сегменте FMCG, который второй год генерирует 2 млрд рублей убытка и не демонстрирует предпосылок к выходу на безубыточность", — говорит Михаил Бурмистров. Эксперт оценил сумму сделки в 11 млрд рублей с учетом работающих и строящихся гипермаркетов, а также земельных участков.

Генеральный директор "Терра Инкогнита" Сергей Федоров считает, что причины ухода "К–руоки" с российского рынка прежде всего политические, кроме того, контрсанкции не дали возможности продавать финский ассортимент, и в итоге он стал таким же, как и у многих других ретейлеров.

Управляющий партнер Pollyanna Capital Partners Николай Габышев считает, что для "Ленты" финская сеть станет хорошим приобретением, так как компания сможет усилить свои позиции в Петербурге. При этом ретейлеры считают, что из 11 объектов только четыре — на Парашютной, Планерной, Урховской улицах и во Всеволожске (рядом с "Лентой") — интересны, остальные имеют не очень удачное месторасположение. "Лента" сможет увеличить продажи в магазинах "К–руоки", но рано или поздно начнется "ганнибализация" между магазинами внутри самой "Ленты" в Петербурге, так как у нее их уже очень много.

Как сильный снегопад сыграл на руку петербургским ретейлерами

Как сильный снегопад сыграл на руку петербургским ретейлерами

4983
Елена Домброва, Екатерина Фомичева

Что касается другого российского бизнеса Kesko — DIY–магазинов "К–раута", то Михаил Бурмистров считает, что их компания продавать не будет. "Сеть DIY продолжает развитие. Например, в 2016 году "К–раута" выкупила один из гипермаркетов у сети "Метрика". Сеть хотя и несет убытки на протяжении последних 5 лет, но в существенно меньшем объеме, чем "К–руока" (492 млн рублей в 2015 году), а чистый долг составляет всего 244 млн рублей", — говорит эксперт, подчеркивая, что Kesko не теряет надежды сократить убытки.

Финский заход

Холдинг Kesko пытался выйти на российский розничный продовольственный рынок еще с 2008 года. Тогда ситуация была противоположная: была выставлена на продажу "Лента" из–за акционерных войн, и Kesko претендовала на ее покупку. И даже подавала в ФАС ходатайство о приобретении ООО "Лента" (подавала дочерняя компания Kesko Food — Cassa Oy). Однако позже Kesko известила антимонопольную службу, что компании не удалось достичь договоренности о приобретении сети.

В 2012 году Kesko уже самостоятельно вышла на российский рынок с брендом "К–руока". При этом основной конкурент Kesko в Финляндии — корпорация SOK вышла в Петербург в 2008 году с сетью Prisma, которая сегодня насчитывает 17 магазинов: шесть гипер– и 11 супермаркетов.

Сейчас сеть также заморозила планы развития в России. Однако, по словам генерального директора Prisma Ярмо Паавилайнена, у компании нет планов по уходу с петербургского рынка. "Падение спроса действительно повлияло на торговлю, но мы ожидаем оживления уже в следующем году", — говорит топ–менеджер.

В 2013 году в отчете Kesko сообщалось, что холдинг планирует тратить свыше 100 млн евро в год на расширение сетей продовольственных гипермаркетов "К–руока" и строительных "К–раута" в России. Причем основные инвестиции и перспективы были связаны именно с продуктовым направлением, а ключевым регионом считалась Россия, где розница росла примерно на 10% в год. В 2015 году "К–руока" планировала выйти в Московский регион, однако так этого и не сделала.

"Возможно, в Kesko поняли, что конкуренция в сегменте гипермаркетов в Петербурге усиливается, а вкладывать новые инвестиции холдинг не готов. Kesko вышла на рынок, когда курс евро был 40 рублей, а сегодня почти 70", — считает Николай Габышев.

В своей тарелке

"Формат гипермаркетов себя чувствует не лучшим образом. Потребитель стремится экономить, сокращать количество покупок. Поэтому в зоне риска оказываются именно форматы с большим ассортиментом", — считает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева.

Тем не менее для "Ленты" формат гипермаркетов как раз основной, и она наращивает темпы развития. "Мы развиваемся в соответствии с графиком и намерены открыть в этом году в России 40 новых гипермаркетов, ожидаем превзойти нашу амбициозную цель по удвоению торговой площади сети до декабря 2016 года. Сегодня у нас уже сформирован портфель проектов на 2017 год, поэтому мы приступили к работе над проектами 2018 года", — сообщил на прошлой неделе ретейлер. На 30 сентября 2016 года общая торговая площадь "Ленты" в стране составила 963,4 тыс. м2 (+22,3% к уровню 2015 года).

Я не уверен, что «Лента» заплатила на 20?% больше других претендентов. Там сидят адекватные акционеры и, если они об этом прочитают, должны выгнать весь менеджмент. Ладно 1–2?%, но 20?% — это слишком! Финны выходили на рынок, еще когда я работал в «Пятерочке» в Петербурге. Чтобы сети выйти в Петербург и получить массовую долю, нужно вложить достаточно много денег. И их вложения должны были быть больше. «К–руок­е» нужно было активно развивать сеть — открывать магазины или их покупать. Но они замешкались. Очевидно, что это не последний финский ретейлер, который уйдет с рынка.
Дмитрий Потапенко
управляющий партнер Management Development Group
Нам купить сеть не предлагали. Но скажу, что у магазинов "К–руока" не самые лучшие локации — например, Парашютная, Пискаревка. Ситуация на рынке довольно любопытная — "Магнит", X5 Retail Group и "Лента" готовы покупать разные сети исходя из своих моделей. Даже показатели стали неважны. Берут расположение, трафик, метраж, смотрят, сколько смогут получить по выручке, и предлагают цену. "Лента" — компания питерская, руководство в Петербурге, они лучше понимают, что можно изменить. "Ашану" было бы сложнее, там разрешения и согласования из Франции по полгода надо получать.
Дмитрий Костыгин
совладелец "Юлмарта", "Оптоклуба "Ряды" и др.
Новости партнеров
Реклама