Чиновники радуются росту промышленности, а бизнесмены ждут спада производства и девальвации рубля

Автор фото: Сергей Ермохин
Промышленники не видят причин наращивать производство: потребительский и инвестиционный спрос сокращается, цены на нефть с августа падают, дефицит бюджета растет.

Рост петербургской промышленности ускоряется, воодушевляя чиновников Смольного. Но бизнесмены ждут осеннего спада производства и девальвации рубля.

По итогам августа 2016 года индекс физического объема промышленного производства Петербурга, рассчитанный "Петростатом", в восьмой раз с начала года обновил рекорд, достигнув отметки 103,2%. Локомотивом петербургской промышленности стала пищевая индустрия. Ее доля в индексе промышленного производства самая большая — 20%. По итогам 8 месяцев отрасль продемонстрировала самые высокие темпы роста — 23,5%. Она вытянула индекс.
Если взглянуть на остальные отрасли обрабатывающей промышленности, то совокупная динамика по ним будет отрицательная — минус 5%.
Стремительно падает все, что касается производства товаров длительного пользования, от мебели до автомобилей. Падает и спрос на эти товары: такое впечатление, что люди запасаются едой на черный день, иронизируют предприниматели.
"Пока не вижу никаких признаков роста", — говорит генеральный директор и совладелец Первой мебельной фабрики Александр Шестаков.
По данным "Auto–Dealer–СПб", в Петербурге сейчас производится около 30 тыс. машин ежемесячно. Продажи новых автомобилей в августе упали на 18% (–16,4% в июле).
"Падение продаж новых автомобилей петербургской сборки может компенсироваться экспортом", — отмечает Михаил Чаплыгин, генеральный директор "Auto–Dealer–СПб".

Не упасть бы

Значение индекса промышленного производства, достигнутое в августе, может остаться пиком уходящего года, предполагают эксперты Смольного, рассчитывающие индекс настроений в промышленности. В августе комитет по промышленной политике и инновациям (КППИ) получил значение этого индекса, равное 51%. Это на 0,2 процентных пункта выше значения индекса за июль и свидетельствует о сдержанном оптимизме промышленников.
Но главное даже не в итоговом значении, а в ожиданиях респондентов — руководителей и собственников промышленных предприятий. Более 60% предприятий в августе сохранили объемы выпуска товаров на уровне июля, а примерно пятая часть респондентов увеличила объемы выпуска. Но большинство опрошенных респондентов считают, что скоро последует спад.

Нет причин для роста

Причин прогнозировать спад промышленного производства хоть отбавляй. Если анализировать динамику объема отгруженной продукции, то легко заметить, что темпы его роста в последние месяцы замедляются. Склады заводов и фабрик заполнились почти полностью. Руководителям предприятий остается только надеяться, что продажи не упадут в ближайший месяц и им удастся сохранить высокий уровень загрузки производства. Но шансы на продолжение роста производства тают от месяца к месяцу. В опубликованных материалах Росстата говорится, что уровень доходов населения в августе этого года упал на рекордные 8,3% (по сравнению с августом 2015–го). То есть рассчитывать на рост производства за счет потребительского спроса не приходится.
Динамика государственных расходов на закупку промтоваров тоже не внушает оптимизма. Минфин предлагает резать расходы, чтобы сдержать увеличение дефицита федерального бюджета. Как ранее писал "ДП", предполагается сократить гособоронзаказ на 6% в ближайшие 3 года. Не исключают промышленники и девальвации рубля в ближайшее время, она приведет к очередному увеличению затрат на иностранные комплектующие и общему росту цен на готовую продукцию. Из–за этого спрос упадет еще больше.

Худшее позади?

Аналитики, бизнесмены, чиновники сделали свои прогнозы на осень. "Худшее с российской экономикой уже произошло, и мы не ожидаем значительных изменений в деловой конъюнктуре в ближайшие 2–3 месяца. Промышленное производство до конца года, скорее всего, продолжит демонстрировать достигнутый летом темп прироста 0,8–1% в месяц. Потребительский сектор начнет восстановление несколько позже — к середине 2017 года", — говорит Владимир Киселев, финансовый аналитик ИК "Доходъ". По его мнению, основным риском до конца текущего года являются действия ФРС, которая может поднять ставку в США, что будет способствовать укреплению доллара, снижению котировок на сырьевом рынке, падению валют развивающихся стран, в том числе и рубля.
"Реакция российской валюты даже в негативном сценарии будет не столь значительной, как в предыдущие годы, — мы не ожидаем падения рубля относительно доллара более чем на 10% от текущих уровней, что не окажет заметного влияния на внешнюю торговлю", — уверен Киселев.
Девальвации вряд ли удастся избежать, но она не будет такой же резкой, как в 2014–2015 годах, полагает Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела ЗАО "Инвестиционная компания ЛМС". "Возможно, рубль опустится до отметки 67–70 рублей за доллар, чтобы увеличить поступления в бюджет. Но, поскольку этот год и следующий предвыборные, власть постарается выстраивать экономическую политику так, чтобы дожить до президентских выборов без резких потрясений. Девальвация может стать стимулом наращивать производство сырьевых и импортозамещающих товаров. Притом что цена на нефть будет низкой", — говорит эксперт. Например, Ford уже заявил, что будет наращивать экспорт комплектующих из России для своих европейских заводов.
Максим Мейксин, глава комитета по промышленной политике и инновациям Смольного, надеется, что ничего страшного осенью не произойдет, но так как многие ждут ухудшения ситуации, то возможный спад будет носить психологический, а не экономический характер. "Мы можем увидеть небольшое замедление, возможно, даже снижение на несколько месяцев, а потом все восстановится", — прогнозирует глава комитета.
Импорт непрерывно снижается в натуральном выражении в течение года. Весьма вероятно, что продолжит падение и осенью. Все идет к тому, что рубль ослабнет, может быть, до 90 рублей за доллар, чтобы как–то закрыть кассовый разрыв в бюджете. Покупательная способность падает, причем темпы ее падения ускоряются. Только подготовка к Новому году (распродажи, подарки и все такое) может слегка сгладить негативную динамику розничной торговли. Сегодня большая часть населения тратит деньги только на самое необходимое.
Руслан Кисс
генеральный директор компании "Русский логистический провайдер"
Во–первых, осенью нас ожидает, скорее всего, падение рубля по отношению к доллару и евро, а в ноябре из–за роста потребительских цен, вызванного девальвацией, усилится спад потребления. Во–вторых, что касается производства, то в ноябре–декабре 2016 года на предприятиях, работающих по государственным контрактам, будет идти выполнение заказов и сдача продукции с освоением выделенных средств. То есть спада на заводах оборонно–промышленного комплекса в ближайшее время не предвидится.
Александр Кашин
президент "Эго–холдинга"