Чего ждать от государственного перестраховщика

Генеральный директор СК "Капитал–полис" Алексей Кузнецов о том, чего ждать от государственного перестраховщика.

В России подписан закон о создании национальной перестраховательной компании (НПК). Предполагается, что эта компания будет перестраховывать риски игроков страхового рынка. Мне кажется, в теории НПК сможет решить проблему обеспечения перестраховочной емкости.
Дело в том, что небольшим страховым компаниям сейчас найти перестраховочную емкость довольно сложно, а западным перестраховочным компаниям небольшие компании неинтересны, они либо выставляют запредельные тарифы, либо вообще отказываются разговаривать с такими контрагентами. Отечественных перестраховщиков все меньше и меньше, а это означает, что разместить страховые риски становится все сложнее. В этом смысле наличие национальной перестраховательной компании может реально помочь.
Вместе с тем обязанность страховщиков передавать в перестрахование национальной перестраховательной компании 10% от «передаваемых обязательств по основному договору страхования» я оцениваю исключительно негативно. Например, в нашем портфеле есть виды страхования, которые мы практически не перестраховываем, — это ДМС и каско. Во–первых, мы ведем разумную андеррайтинговую политику, во–вторых, специфика этих видов такова, что там не предполагается катастрофических убытков. Если нас заставят перестраховывать в обязательном порядке 10%, это означает, что мы будем не снижать свои риски, а делиться своей прибылью.
Если же речь будет идти о 10% рисков, которые в принципе перестраховывает компания, то есть если компания перестраховывает риск — она должна 10% обязательно разместить в НПК, я в этом ничего страшного не вижу, конечно же, в случае, если не будут применяться административные рычаги, приводящие к появлению неконкурентоспособных прямых страховых тарифов. Объяснение очень простое: наш прямой тариф напрямую зависит от перестраховочного тарифа национальной перестраховательной компании. Если перестраховочный тариф высокий, то и наш прямой тариф не может быть низким.
В то же время в целом, к сожалению, нужно констатировать, что сегодня на финансовых рынках идет огосударствление. Внешторгбанк и Сбербанк ранее не имели своих страховых компаний, а сегодня они у них есть. Естественно, их возможности благодаря наличию материнских банков несопоставимы с возможностью остальных, даже крупных компаний. Это был первый шаг к огосударствлению, второй шаг — это национальная перестраховательная компания, третий шаг — национальная компания по ОСАГО. С третьим шагом пока не получилось, но два первых удалось реализовать.
Это хорошо в смысле стабилизации ситуации, но плохо, так как это верный путь к уничтожению конкуренции. Так случится, если НПК будет использовать свои административные рычаги и в итоге станет инструментом выдавливания с рынка небольших или непослушных компаний за счет обязательных цессий и диктата перестраховочных тарифов, сделав страховые компании неконкурентоспособными.
Если же все будет идти на нормальных рыночных условиях и национальная перестраховательная компания будет помогать средним и небольшим компаниям размещать свои риски, тогда она пойдет рынку исключительно на пользу.