"Единая Россия" пригласит Георгия Полтавченко возглавлять партсписок на выборах в Госдуму. Власти не смогли избавиться, как от вредной привычки, от привлечения губернаторов на выборы — впрочем, они сделали все для того, чтобы не суметь этого сделать даже при желании.
Единороссы с большой долей вероятности поставят губернатора Георгия Полтавченко во главе регионального списка партии на выборах в Госдуму в сентябре — об этом все более настойчиво пишут СМИ. Замглавы федерального оргкомитета "ЕР" Виктор Кидяев подтвердил, что партийцы собираются пригласить в списки петербургского градоначальника среди прочих глав регионов, пишет "Коммерсантъ".
Смольный традиционно не комментирует возможное участие Георгия Полтавченко в выборах, единороссы еще раньше говорили: он может либо принять участие в праймериз, если захочет, либо в списки его включит съезд, это произойдет в июне. Не стоит забывать, что пока речь идет о "приглашении".
Если вспомнить историю 2011 года, когда свеженазначенный губернатор с ходу возглавил партсписок на выборах в Законодательное собрание, то тогда Георгий Полтавченко заявил сперва, что сделает это, только если попросит Владимир Путин. По всей видимости, просьба состоялась. Выборы, как и сейчас, проходили одновременно и в Госдуму, и в петербургский парламент, и думский список возглавлял вице-премьер Дмитрий Козак, про которого парой месяцев раньше все думали, что новым губернатором станет именно он.
Некоторое время назад наблюдалась обратная тенденция: кандидаты в губернаторы старались дистанцироваться от ЕР и шли на выборы в качестве самовыдвиженцев. Георгий Полтавченко в 2014 году шел на выборы все-таки от ЕР, но, не исключено, лишь потому, что городской закон самовыдвижения не предполагал вовсе.
От участия губернаторов в избирательной кампании партия власти, как от дурной привычки, отказаться не смогла. Никаких других механизмов поддержания электорального уровня у нее, судя по всему, нет. И Полтавченко, и Козак 5 лет назад добились примерно одинакового успеха для ЕР — чуть более 30%, а улучшить результат нечем.
Всенародным любимцем Георгия Полтавченко не назовешь, но и сказать, что его в городе не переваривают, нельзя. Впрочем, рейтинги или антирейтинги тут не имеют никакого значения. Идея чиновника во главе избирательного списка, который заведомо откажется от мандата, — это идея не столько придания партии популярности, сколько возлагания ответственности за происходящее. Сначала сам губернатор, а за ним нижестоящие чиновники и близкие к ним бюджетники (так сказать, массив административного ресурса) должны понять, что выборы — дело государственное, что за ними наблюдают и ждут работы на победу определенной команды. Это своего рода повинность, барщина. Недаром ни один губернатор пока не подал заявления на участие в праймериз — это делают максимум вице-губернаторы.
Когда речь идет о выборах в региональный парламент, у губернатора есть хоть какой-то личный интерес — он заинтересован в большинстве депутатов-единомышленников, управляющихся из того же центра, что и он. Но не на думских: региональная часть, как ожидается, соединит Петербург с Калининградской областью, и уже одно это говорит о характере повинности. Кто знает Георгия Полтавченко в Калининграде?
Несмотря на то что администрация президента как минимум на словах хочет провести "честные выборы", на практике инструменты для этого у нее почти отсутствуют. Честные выборы в более широком смысле означают не только честный подсчет бюллетеней, но и нормальную избирательную кампанию в целом. Кампанию, в которой партии рекламируют себя за счет собственного партийного ресурса, в которой есть конкуренция. Но конкуренции среди марионеток не бывает, а лиц, которых можно было бы предъявить общественности, — если это не депутат и не чиновник — у "Единой России" нет. Есть, конечно, старый добрый прием временного привлечения "паровозов" из числа спортсменов или актеров, но эти избитые трюки надоели уже даже самим единороссам. Для "паровозов" это такая же повинность.
Если посмотреть на списки тех, кто заявился на участие в праймериз "Единой России" в Петербурге — а эта партия позиционируется как наиболее солидный и верный путь для потенциального выдвижения, — то среди них не обнаружить тех, кто не мог бы выдвинуться от любой другой партии, вплоть до самых маргинальных. Гендиректоры маловнятных ООО, специалисты по маркетингу, преподаватели, пенсионеры, водители... Как ни парадоксально, но партия власти в смысле подбора кандидатов мало чем отличается хоть от "Родины", хоть от какой-нибудь партии садоводов. За редкими исключениями вроде Владимира Катенева или Сергея Боярского, которых едва хватит на то, чтобы закрыть первую пятерку, ну и вынося, может быть, за скобки действующих депутатов от "ЕР" и чиновников, которых тоже лидерами общественного мнения не назовешь. Первые предвыборные дебаты в рамках праймериз показали, что претенденты и не собираются всерьез бороться с назначенными лидерами, вполне соглашаясь с ролью массовки.
В эту ловушку власти загнали себя сами. На протяжении многих лет политическое поле в стране тщательно выжигалось, а на выборах происходил строгий отбор конкурентов для "кандидата номер один". Что-то представляющие из себя кандидаты отсеивались любыми способами, и курировали процесс, кстати, те же люди, что сейчас настаивают на честных выборах. В итоге участие в политике стало восприниматься либо как циничный карьеризм, либо как эпатаж: Евгений Чичваркин, к примеру, может пойти в политику, потому что он отмороженный и вообще ходит в драных кедах, или Евгений Ройзман, а нормальному человеку там делать нечего, именно так рассуждают очень многие. Теперь, даже декларируя переход к нормальным избирательным кампаниям, властям на практике не удается этого сделать.