"ДП" узнал у петербургских рекрутеров, как они тестируют будущих топ-менеджеров на стрессоустойчивость. А также выяснил, какие из самых жестоких методов проверки заставят усомниться в профессионализме самого специалиста по подбору кадров.
Сейчас стресс-интервью, собеседования, во время которых кандидата намеренно ставят в неловкое положение и заставляют понервничать, для Петербурга большая редкость, можно даже сказать — экзотика. Несколько лет назад город пережил настоящий бум шоковых методов подбора персонала. А теперь сотрудник отдела по подбору персонала, требующий у кандидата съесть резюме или просидеть в приемной несколько часов, скорее вызовет недоумение, а в его компетенции наверняка усомнятся. Во многих агентствах, подбирающих сотрудников, прямо заявляют о негативном отношении к подобным методам и утверждают, что лучше создать для кандидата максимально спокойную обстановку.
Тем не менее стресс-интервью по-прежнему популярны, если речь идет о подборе топ-менеджеров или специалистов по продажам, логистике или тех, кому придется работать с людьми. То есть именно в тех сферах, где сотрудникам придется столкнуться с серьезными психологическими нагрузками.
Но по-прежнему актуальные в некоторых сферах стресс-собеседования уже не так примитивны, как несколько лет назад. Рекрутеры проявляют куда большую изобретательность. А после того как стрессоустоичивость сотрудника будет проверена, ему обязательно объяснят, почему рекрутер вел себя так странно. Да и самих специалистов для проведения стресс-интервью отбирают еще тщательнее, чем кандидатов, которых им придется тестировать.
"Чтобы провести стресс-интервью, нужен большой опыт. Важно уметь формулировать вопросы неоскорбительно, а в конце разговора вывести собеседника из состояния стресса, сохранить его положительное отношение к компании и мотивацию", — объясняет Анна Палехова, руководитель отдела подбора рекрутингового агентства iChar.
Читайте также:
Босс
Как вычислить ленивого руководителя
Вместо тысячи кошек
Одним из распространенных методов помучить кандидата являются разного рода вопросы, сильно выходящие за рамки того, что ожидает услышать кандидат. Это могут быть граничащие с хамством вопросы "С чего вы взяли, что вообще можете претендовать на эту должность?" или своеобразные тесты на находчивость. Например, кандидата могут спросить, сколько кусков пиццы необходимо для того, чтобы покрыть территорию той или иной страны.
Анна Палехова рассказывает, как в одной из петербургских компаний финансовый директор задал кандидату на должность финансового аналитика вопрос "Сколько в нашем городе кошек?". Позже она и сама позаимствовала этот вопрос, когда подбирала себе ассистента. Кандидатка не растерялась и тут же проявила чудеса смекалки, но сильно ошиблась в расчетах и поплатилась за это желаемой должностью. "Если брать во внимание, что в Санкт-Петербурге 5 тысяч жителей, — сказала она, — то кошек примерно вдвое меньше, то есть 2,5 тысяч".
Анна Палехова поясняет, что та не оговорилась, а действительно думала, что в Петербурге 5 тысяч жителей. Специалист по подбору признается, что ее такой ответ поразил настолько, что она просто не смогла нанять кандидатку.
Убраться из профессии
Елена Кудрявцева, доцент Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, отмечает, что, когда стресс-интервью проводит малоопытный специалист, оно может приобрести формы откровенного издевательства. Кандидата, пришедшего на собеседование, могут попросить убрать мусор или вручить ему швабру в руки и сказать, что он должен мыть мол.
А вот руководитель карьерного направления HeadHunter Марина Хадина приводит удачный пример стрессового интервью, организованного ради того, чтобы найти директора по продажам. Будущему руководителю предстояло перестроить работу целого отдела. Поэтому для проверки его навыков было решено выбрать именно такой метод.
"Выглядело это так: кандидат заходил в кабинет, в котором стоял стол, большое кожаное кресло и маленькая табуретка. HR стоял у стола и приглашал располагаться поудобнее. Кто-то садился на пол, стараясь быть оригинальным, кто-то садился на табуреточку или кресло", — рассказывает она.
В итоге ответственную работу поручили кандидату, сразу заявившему: "Как-то здесь неудобно, может быть, перейдем в другое место или попросим секретаря принести еще один стул?"
Стресс не по плану
Но даже те, кто не признает жестокие методы испытания кандидатов, признаются, что иногда самое обычное собеседование может принять формат стресс-интервью. Ведь чаще всего именно конкретные вопросы, задаваемые рекрутером в лоб, заставляет кандидатов нервничать больше всего.
Каких специалистов проверяют на детекторе лжи, %
Источник: hh.ru
Например, в одной из петербургских компаний рассказывают, как однажды на собеседование явилась девушка, из резюме которой было видно, что она стремится в бизнес, где в основном задействованы мужчины. Тогда рекрутер просто решил задать вопрос напрямую. Для кандидатки это был стресс, она так ничего и не смогла ответить. А в компании, предположив, что цель соискательницы — не предложенная должность, а устройство личной жизни, не стали рассматривать кандидатуру.
Проверка на детекторе лжи — еще одна процедура, которая гарантированно заставит соискателя нервничать. Правда, цель этой процедуры — не проверка будущих сотрудников на стрессоустойчивость, а предотвращение возможных хищений. Такие методы популярны в компаниях с большими оборотами. Также чаще всего при помощи полиграфа тестируют тех, кто претендует на топовые позициии управленцев.