Товарооборот обувных ретейлеров в 2015 году снизился на 20-35%. Большинство игроков петербургского рынка зафиксировали падение объемов продаж, хотя не признают это публично. Лишь российские обувные сети в низком ценовом сегменте активно развиваются.
В связи с изменением курса валют и ростом закупочных цен подавляющее большинство обувных магазинов Санкт-Петербурга (около 90% опрошенных) в 2015 году повысили цены, сообщает STEIT Development.
Рост цен в разных сегментах был различен — от 10 до 60%. Продавцы обуви, как и торговцы одеждой, активно оптимизировали сети, закрывали нерентабельные магазины или переносили торговые точки в более интересные места. Значительно сократилось присутствие на рынке международной сети Rockport, что было связано с продажей бренда. Если говорить о российских обувных сетях, то значительно сократилось число магазинов лидера рынка обувной компании "ЦентрОбувь" (сети "ЦентрОбувь" и Centro).
"Количество заявок от обувных ретейлеров на открытие новых торговых объектов в 2015 году тоже сократилось в разы. Сильная конкуренция со стороны онлайн-торговли и современные экономические реалии заставили большинство обувных ретейлеров в текущем году пересмотреть подход к основным бизнес-процессам и заняться оптимизацией расходов", — уверен Роман Стогов, коммерческий директор Steit Development.
Сетевые обувные ретейлеры пока сдержанны в своих прогнозах на 2016 год. Однако большинство из них надеются, что принятые меры по оптимизации бизнес-процессов помогут стабилизировать товарооборот и избежать дальнейшего повышения рыночных цен на обувь.
В пресс-службе ГК "Обувь России" отметили: в целом по году компания ожидает, что российский рынок обуви в парах сократится на 18-20%, в рублях останется на уровне 2014 года — чуть более 1 трлн рублей. Больше всего пострадал сегмент "средний плюс" — спрос уменьшился на 30-40%. В меньшей степени пострадали среднеценовой и экономичный сегменты. Наиболее существенное падение рынка было зафиксировано в первом полугодии — на 20-25% в натуральном выражении. Во втором полугодии динамика падения замедлилась до 10-15%.
ГК "Обувь России" ожидает рост выручки по итогам 2015 года по сравнению с 2014 годом на 11%, до 9 млрд рублей. По прогнозам компании, в 2016 году обувной рынок покажет небольшой прирост в парах: при оптимистичном сценарии — на 5-7%, при пессимистичном — на 2-3%, в том числе и за счет эффекта отложенного спроса.
"Покупатели начали экономить на покупке обуви, мы это видим по тому, что выросла популярность нашей услуги рассрочки платежа. Также изменилась и структура спроса: люди предпочитают классическую обувь на каждый день универсальных цветов. Сократился спрос на выходную обувь, обувь для особых случаев, которую покупатели приобретали как вторую или третью пару в сезон", — рассказали в пресс-службе "Обувь России".
Ретейлеры, видя, что покупатели стали покупать более дешевую обувь, адаптируют свой ассортимент под меняющиеся предпочтения, сокращая в своих коллекциях долю более дорогой модной обуви и увеличивая долю классической повседневной. Также в следующем летнем сезоне в коллекциях будет больше обуви из искусственной кожи, поскольку по цене она более приемлема для покупателей.
По словам продавцов обуви, в 2015 году уровень потребления — показатель, по которому и до кризиса Россия существенно отставала от Европы и США (в три и четыре раза соответственно), приблизился к уровню физического износа (когда новая пара покупается в том случае, если старая пришла в негодность). В среднем обувь "живет" 1-1,5 года. Поэтому те покупатели, которые экономили на покупке в этом году, в следующем пойдут в магазины, надеются торговцы.
Галина Кравченко, главный эксперт Fashion Consulting Group по ассортименту и прогнозированию трендов, отметила, что если во время прошлого кризиса (2008-2009 годы) больше всего пострадал "средний плюс", то текущая ситуация затронет весь средний сегмент, который продает обувь из натуральной кожи, а также импортирует в Россию бренды из Европы. Причем более устойчивы российские ретейлеры, так как они чутко реагируют на изменения возможностей покупателей и сдерживают рост цен. Среди российских ретейлеров, работающих в сегменте "средний минус", — Respect, Thomas Munz, Tervolina.
Международные бренды в сегменте "средний минус" и "средний плюс" при росте цен даже на 30% (что меньше роста курса евро и доллара) переместились в другую ценовую категорию. К примеру, марки со средней ценой пары 6,5 тыс. рублей, которые ранее находились в сегменте "средний плюс", при увеличении цены на 30%, до 8,450 тыс. рублей, — так, как в 2014 году стоила обувь "премиум", перешли в более высокий ценовой сегмент.
По словам Галины Кравченко, у некоторых марок цены на новую коллекцию весна-лето 2015 года выросли от 50 до 100%. Например, это случилось с брендом ASH: кроссовки, которые стоили 7,5 тыс. рублей в сезоне весна-лето 2014, стали стоить 15 тыс. рублей. Переход в более высокий ценовой сегмент при росте цены даже на 30% возможен у таких марок, как Ecco, Adidas, Nike.
Но российские обувные сети низкового ценового сегмента активно развиваются и демонстрируют двузначный рост продаж. По оценке Fashion Consulting Group, челябинская сеть "Юничел" уже насчитывает в России 500 магазинов, Kari в 2015 году открыла более 70 торговых точек, увеличив сеть до 648 магазинов. В сегменте "средний минус" активно развивается сеть Zenden: по итогам первого полугодия 2015 года ее продажи выросли на 23%, по итогам года Zenden рассчитывает остаться на уровне прошлого года в количестве проданных пар и прирасти в денежном выражении. Кроме того, компания открыла первый магазин в Крыму.
"Эконика"
, работающая в сегменте "средний плюс", провела ребрендинг части магазинов, который продолжит делать в 2016 году. Эта сеть выбрала стратегию оптимизации: за год было закрыто 20 магазинов и открыто 10, при этом по отчетам компании эти 10 новых магазинов дают и большую отдачу по выручке, и увеличивают долю качественного присутствия сети.
Сколько в среднем пар обуви покупали в год на человека в разных странах в 2014 году:
Источник: Fashion Consulting Group