Зачем ВТБ объединяет свои активы в универсальный банк

Автор фото: Ковалев Петр

Член правления Банка Москвы Владимир Верхошинский рассказал о том, как банку удалось за пару лет значительно нарастить розничный бизнес и клиентскую базу и продолжать рост вопреки кризису, об этапах интеграции банка в группу "ВТБ", о плюсах объединения и о том, что будет с брендом "Банк Москвы".

ВТБ проводит присоединение Банка Москвы к группе, какие этапы интеграции уже пройдены?

— Проект интеграции Банка Москвы в группу "ВТБ" стартовал в начале текущего года. Летом были достигнуты договоренности с регулятором относительно формата интеграции. Могу сказать, что сейчас идет активная проработка этого проекта. Интеграция Банка Москвы в ВТБ станет одной из крупнейших на российском банковском рынке.

Как будет происходить интеграция?

— Провести реорганизацию Банка Москвы планируется в мае 2016 года. Основная часть активов и пассивов будет выделена из банка и одновременно присоединена к ВТБ. Но так как Банк Москвы уже несколько лет проходит процедуру финансового оздоровления, то для ее завершения он продолжит существовать как отдельное юридическое лицо.
Вхождение Банка Москвы в состав ВТБ — это первый шаг группы "ВТБ" на пути создания универсального банка. Такой план утвержден в стратегии группы.
Плюсы объединения очевидны: сокращение расходов как в головном банке, так и в сети, усиление взаимодействия корпоративного и розничного бизнеса и как результат получение дополнительной прибыли. Если говорить о рознице и малом бизнесе, за которые я отвечаю в Банке Москвы, то мы будем максимально стремиться, чтобы для клиентов все прошло практически незаметно и лучшие практики были сохранены.

Розничный бизнес банка полностью войдет в состав банка "ВТБ" или будет перераспределен между ВТБ, "ВТБ 24", Лето Банком?

— Было принято решение, что в связи с процессом интеграции розничный блок появится в банке "ВТБ". Таким образом, и корпоративный блок Банка Москвы, и розничный полностью переходят в ВТБ.

Будет ли банк участвовать в создании и работе Почтового банка?

— Нет, это отдельный проект, совместно реализуемый ВТБ и "Почтой России".

Что будет с брендом Банка Москвы?

— Активы, находящиеся под ПФО, останутся на балансе Банка Москвы, который получит другое название. Оно сейчас обсуждается.
С мая 2016 года после присоединения к ВТБ бизнес бывшего Банка Москвы перейдет под бренд "ВТБ". При этом использование торговой марки "Банк Москвы" на некоторый период времени будет сохранено.

Какие у банка финансовые показатели, какой прогноз по прибыли на конец года?

— Валюта баланса — около 1 трлн. Портфель кредитов физлицам и малому бизнесу составляет 295 млрд рублей, депозитов привлечено на 402 млрд рублей. В Петербурге кредитный портфель составляет 10,4 млрд рублей, а объем вкладов — около 6 млрд рублей.
По объему розничного бизнеса Банк Москвы является пятым банком в стране. Несколько лет подряд мы наращивали объемы розничного бизнеса быстрее всех на рынке. Так, за 3,5 года кредитный портфель физических лиц Банка Москвы увеличился почти в 4 раза, а объем привлеченных средств по депозитам за аналогичный период вырос более чем в 2 раза.
В текущем году мы также продолжаем рост, несмотря на то что весь рынок снижается. Это прибыльный рост, когда все риски находятся под контролем. По ним показатели оказались лучше, чем мы ожидали. Это во многом объясняется тем, что мы работаем с надежным сегментом клиентов: бюджетниками, муниципалами, пенсионерами, клиентами с зарплатных проектов. По итогам 2015 года, несмотря на рыночные тенденции, мы рассчитываем увеличить прибыль розничного бизнеса банка до 5 млрд рублей. В прошлом году это подразделение показало прибыль в размере 4,2 млрд рублей.

За счет чего банку удалось показать такой рост в рознице?

— С момента перехода в 2011 году Банка Москвы под контроль группы "ВТБ" нам удалось объединить все лучшие практики и опыт команды группы. Это позволило сэкономить минимум 2–3 года на выстраивании розничного бизнеса банка.

Как вы оцениваете ситуацию на кредитном рынке?

— Кредитный розничный портфель банков с начала года к сентябрю сократился на 5%, одновременно вклады выросли на 14%. Во многом динамика кредитования объясняется не столько снижением спроса населения, сколько кредитной политикой самих банков. Например, по беззалоговым кредитам (кредитам наличными и кредитным картам) банки после декабрьской турбулентности ужесточили свои риск–процедуры и процесс отбора заемщиков. Многие банки перестраховались — по сути, розничное кредитование было заморожено. Мы тоже ужесточили критерии отбора заемщиков, однако выдачу кредитов не прекратили. Уровень одобрения кредитных заявок в I квартале был на 35% ниже, чем в I квартале 2014 года. Но уже во II квартале мы несколько упростили выдачу кредитов, и уровень их одобрения стал не более чем на 15% ниже, чем годом ранее.
На текущий момент банки вновь активизировались на розничном рынке. В прошлом году Банк Москвы стал лидером по приросту клиентской базы, она увеличилась на 10%, тогда приток новых клиентов составил 33%. Хотя у других банков тогда клиентская база в основном не росла либо даже был отток в размере 5–10%. Я думаю, что и по итогам этого года рост клиентской базы будет не меньше, чем в 2014–м.

Что касается вкладов, чувствуете ли вы приток клиентов из других банков?

— Пассивы, даже несмотря на все колебания курсов валют, выросли. В Банке Москвы в текущем году зафиксирован рекордный прирост розничных пассивов — на 32%. Это говорит о том, что растет доверие к банкам с госучастием и снижается — к более мелким игрокам.

Многие банки делали в текущем году акцент на комиссионные доходы. Насколько они выросли у вас?

— Традиционно на рынке доля комиссионных доходов составляет 20–25% от общих операционных доходов. В Банке Москвы по сравнению с прошлым годом эта доля выросла примерно с 20 до 30%. Через банк активно идут продажи страховых полисов наших партнеров. Комиссионный доход розницы за 8 месяцев этого года в 2 раза превысил результат за аналогичный период прошлого года.

Что в целом поменялось в стратегиях банков на розничном рынке в текущем году?

— Основное — это сокращение расходов. И мы не стали исключением. К текущему моменту в Банке Москвы расходы уже сокращены на 5–7%, планируется довести этот уровень до 10%. Банки, как я говорил, ужесточили кредитование, одновременно шло наращивание комиссионного дохода. Еще один тренд, который я уже упоминал, — это рост доверия клиентов к госбанкам, особенно в периоды экономического кризиса. Для банка нынешняя непростая ситуация — это прежде всего время возможностей.

Биография

Владимир Верхошинский

> Родился в 1981 г. в Якутске. В 2003 г. окончил Финансовую академию при правительстве РФ
> В 2009 г. начал карьеру в банке "ВТБ" с должности начальника управления корпоративного развития и стратегии. В 2010–2012 гг. — вице–президент банка "ВТБ".
> В 2012 г. назначен вице–президентом Банка Москвы, чуть позже стал членом правления банка.


О банке

Банк Москвы

> Основан в 1995 г. Обслуживает 120 тыс. корпоративных и 9 млн частных клиентов.
> Имеет 134 подразделения в регионах РФ.
> Основной акционер — ПАО "Банк ВТБ" (96,88%).
> Активы, по данным отчетности по РСБУ на 1 сентября 2015 г., — 1,6 трлн рублей, собственные средства — 109,5 млрд рублей, убыток — 53,6 млрд рублей.