Кризис сыграл на руку молодым петербургским дизайнерам одежды

Автор фото: Валентин Беликов

Операторы торговых комплексов стали привлекать новых арендаторов из числа молодых одежных брендов, чтобы заполнить пустующие площади. Они позиционируют этот формат как pop-up store, подчеркивая, что работа с малоизвестными марками — это временное решение.

В этом году молодым одежным брендам стало проще добраться до потенциальных клиентов. Торговые комплексы, которые столкнулись с уходом масс-маркет арендаторов, заполняют вакантные площади малоизвестными дизайнерами, называя этот формат pop-up store.
Название, как и сама концепция pop-up store (дословно "всплывающий магазин"), пришли к нам из-за рубежа. В классическом понимании это временные продажи одного бренда, которые могут открыться где угодно: в торговом центре, посреди улицы и даже на пляже. В остальном ограничений нет — будет ли это коллекция широко известного бренда или малоизвестного дизайнера, в любом случае это называется pop-up. Интерес к формату стимулирует не только его необычный внешний вид, но и широкая рекламная поддержка.
В Петербурге классический формат pop-up store мало развит. "Я участвовала в проекте Made in Piter в ТРК "Галерея" в 2012 году, это интересный опыт, но сейчас ничего похожего не вижу", — говорит Дарья Сунцова, петербургский дизайнер авторских сумок. Специалисты NAI Becar в качестве примера классического pop-up store в Петербурге называют временный магазин Kiton около ресторана Il Lago, а также pop-up store петербургского дизайнера Яниса Чамалиди в "Галерее".
"Магазин расположен на первом этаже, и, думаю, управляющая компания решила временно заполнить пустующие площади по пониженной арендной ставке имиджевым объектом, пока идет поиск арендатора на длительный срок по реальной стоимости аренды", — говорит Михаил Рожко, директор департамента брокериджа NAI Becar в Петербурге.
Дорогу молодым
"В Петербурге несколько торговых комплексов, которые позиционирует себя как площадку для pop-up store, в двух из них мы присутствуем — ТРК "Галерея" и ТЦ "Монпансье", — рассказывает Влад Прахт, владелец бренда ARNY PRAHT (сумки и одежда).
По его словам, кризис действительно дал молодым брендам возможность выйти на широкую аудиторию. "Раньше, чтобы попасть в торговый комплекс, нужно было арендовать большое помещение, что, конечно, не под силу дизайнерам, теперь появилась альтернатива — субаренда небольшого угла на короткий срок (от 1 месяца)", — говорит он.
Появление на свободных площадках торговых центров начинающих дизайнеров взаимовыгодно — дизайнеры продвигают свой бренд, а торговые центры заполняют пустующие площади, отмечают в Colliers Int. в Петербурге. Правда, называется такой формат не pop-up store, а "маркет", подчеркивают эксперты.
Об этом же говорит Дарья Сунцова: "Распространенный сейчас формат "маркетов" больше похож на базар, наша целевая аудитория не совпадает, потому мы в таком не участвуем". "В Петербурге достаточно дизайнерских магазинов одежды и без модного словечка pop-up store", — соглашается Рената Шульга, дизайнер бренда REKA.
"Временное размещение pop-up stores брендов часто объясняется тем, что марки нет на данной территории, или тем, что в основном бутике идет реконструкция или бутик временно съехал, в силу того, что ДЛТ является в Петербурге центральной точкой для представленных в нем брендов, необходимость в pop-up stores отсутствует", — говорят в пресс-службе ДЛТ.
Тем не менее петербургские торговые комплексы продолжают называть маркеты pop-up store, видимо, в надежде, что молодые дизайнеры — это ненадолго и сетевые одежные бренды все-таки вернутся на свои площади.
За независимость
Основные требования операторов торговой недвижимости к начинающим дизайнерам — наличие у них юрлица и сертификатов на продукцию. Условия работы с торговыми комплексами у всех индивидуальные, часто это фиксированная ставка, которая не привязана к объему продаж. "Риски большие, просчитать продажи заранее невозможно, а платежи за аренду высокие, поэтому некоторые марки покидают комплекс, но мы работаем с декабря и довольны результатами продаж", — говорит Влад Прахт. Более востребован у посетителей комплексов средний ценовой сегмент, отмечает он.
"Появилось много магазинов в крупных торговых центрах, где молодые дизайнеры могут представить свои коллекции, попасть туда не сложно, комплексы сами заинтересованы в качественных продуктах локального производства", — говорит Рената Шульга, одновременно советуя открывать все-таки отдельный магазин, шоу-рум, "чтобы ни от кого не зависеть".