Из-за невыплат авансов подрядчикам капремонт за 7 млрд рублей оказался под угрозой

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

На петербургском рынке капремонта объемом 7 млрд рублей новый скандал. Предприниматели, которые выиграли подряды, так и не дождались авансов и работают за свой счет. По их данным, на депозитах Фонда капремонта зависло 500 млн рублей невыплаченных денег. Работать и дальше за свой счет подрядчики долго не смогут.

Рынок капремонта, объем которого в этом году составил 7 млрд рублей, сотрясается от недовольства подрядных организаций. Компании, которые выиграли контракты, вынуждены работать за свой счет. Открыто протестовать решаются лишь единицы. Остальные боятся и вовсе остаться без оплаты выполненных работ.
В распоряжение dp.ru попали жалобы подрядчиков, поступившие в Фонд капремонта и в Попечительский совет фонда.
Фонд распределяет 7 млрд рублей среди подрядчиков, а Попечительский совет контролирует этот процесс.
Совет состоит из чиновников, депутатов и общественников, среди которых, например, вице-губернатор Игорь Албин, глава комитета имущественных отношений Юлия Лудинова, депутат Максим Резник, представители жилищного комитета и жилищной инспекции и многие другие.

Импортозамещение под вопросом

Подрядчики жалуются, что они выполнили уже более 30% работ и до сих пор не получили авансов. Среди пострадавших компаний указаны фирмы "Соло", "ГрантСтрой" и "ЭкоПром", а также крупная проектировочно-строительная группа компаний "Айбер Констракшн". Еще десятки фирм среднего и малого бизнеса, не указанные в письмах, по данным dp.ru, также пока не получили авансы.
В ряде случаев ситуация осложняется из-за неразберихи с материалами, которые подрядчики должны использовать в своей работе. Об этом, например, говорит переписка "Айбер Констракшн" с жилкомсервисами Московского района, также попавшая в распоряжение редакции. Судя по ней, планировалось, что для кровельных работ будет использоваться бельгийский утеплитель Aluthermo. Но после обесценивания рубля он стал непосильно дорогим для подрядчиков. Тогда было решено купить российский аналог, утеплитель "Алюкорд" и "Алюкорд-2". С учетом нового курса он сейчас стоит в несколько раз дешевле, чем Aluthermo. При этом некоторые подрядчики уже успели купить бельгийский утеплитель, а некоторые — не успели и купили "Алюкорд". В любом случае, все они провели закупку за свой счет, поскольку не получали авансы до начала работ. Теперь их просят снова согласовать использование этого материала с Фондом. И даже если речь идет не о замене материала, а об очередной бумажной волоките, это значительно тормозит и без того некомфортные работы. Не говоря уже о том, что изначально указывать в конкурсе определенный материал без права выбора — это была довольно сомнительная практика с точки зрения антимонопольного законодательства.
В "Айбер Констракшн" обещали ответить на вопросы dp.ru об этой ситуации подробнее, но пока редакция ответов не дождалась. В компании "Соло" комментировать ситуацию отказались. В "ЭкоПроме" сообщили, что пока авансов не получили, но работы продолжают и очень надеются на благополучный финал.
В жалобе, попавшей в распоряжение dp.ru, позиция подрядчиков, столкнувшихся с проблемой закупки материалов, высказывается крайне однозначно: "Это противоречит и праву, и здравому смыслу. Просим узнать, чья это инициатива — гендиректора Фонда, Жилищного комитета или же, по непонятным причинам, директоров жилкомсервисов. Напоминаем, что господин Шабуров, назначенный гендиректором Фонда, ранее занимал должность первого заместителя Жилищного комитета и непосредственно руководил всеми жилкомсервисами, принадлежащими городу", — говорится в жалобе.

Перестановки и их последствия

"Мы впервые вышли на петербургский рынок, так как условия конкурсов показались нам выгодными и интересными. Сейчас мы открываем в городе свое представительство. На ряде своих объектов мы выполнили более 30% работ, но авансов пока не получили. Однако надеемся, что ситуация разрешится удачно", — рассказали в рязанской строительной компании "ЭкоПром".
"Чтобы участвовать в конкурсе на ремонт кровель, мы получили банковскую гарантию, которая предполагает возврат аванса. То есть, если вдруг мы возьмем аванс и убежим, его полностью возместит банк. Такая гарантия стоит 30% от цены контракта, тогда как мы могли заплатить за простую гарантию — только 5% от цены контракта. Да и убегать мы никуда не собираемся. У нас два десятка кровель, причем мы вышли первым делом на самые сложные объекты и уже заканчиваем их чинить. Также мы купили бельгийский утеплитель для всех крыш и сделали это полностью за свой счет. Весь наш бизнес-план на год был сформирован с учетом выплаты аванса. Пока что мы не останавливаем работы, но деньги уже заканчиваются. Каждый день нам обещают перечислить аванс завтра, но деньги не приходят. На сегодня наши убытки составляют 25 млн рублей", — рассказал владелец петербургской строительной компании, пожелавший остаться неизвестным.
Задержки авансов подрядчики связывают именно с перестановками в руководстве Фонда капремонта. Критиковать работу нового руководства они решаются только анонимно и признаются, что иначе им, наверное, вообще не выплатят денег.
Смена руководства произошла в Фонде капремонта в июне, посреди сезона ремонтных работ. Не без скандала ушел в отставку его глава Дмитрий Локтаев, получивший несколько выговоров от Игоря Албина. Его пост занял Денис Шабуров, который до этого был зампредом жилищного комитета.
Дмитрий Локтаев возглавлял фонд с момента его создания в 2014 году и считался человеком из команды вице-губернатора Владимира Лавленцева, который вскоре ушел в отставку. Фонд был создан в рамках реформы по сбору платежей: деньги на капремонт стали не только выделять из бюджета, но и собирать с владельцев жилья. До реформы деньги среди подрядчиков распределял жилищный комитет Смольного, где и работал Денис Шабуров. При этом распределение происходило через районные администрации, а не на прозрачных торгах на электронной площадке, как сейчас.

Не обязанность, а право

По данным Фонда капремонта, подрядчикам на сегодня выплачено 1,3 млрд рублей из 7 млрд рублей программы 2015 года. В Фонде утверждают, что добросовестные подрядчики деньги получили.
"По остальным выделенным средствам и по подрядчикам ведется проверка. В частности, ряд фирм предоставили недействительные банковские гарантии или предоставили гарантии банков, не входящих в список утвержденных Центробанком. Еще ряд организаций, выигравших конкурсы на капремонт, так и не приступили к работам, не закупили необходимые материалы в соответствии с заключенными договорами", — комментируют в Фонде.
Там также указывают, что, по договорам, аванс — это не обязанность, а лишь право Фонда. Именно такая формулировка, действительно, используется во всех документах и создает для чиновников определенную лазейку. В Фонде это не считают лазейкой, а считают возможностью тщательно проверять все компании.
С такой позицией не согласны ни игроки рынка, ни эксперты. Напротив, они полагают, что ситуация зашла уже слишком далеко и грозит срывом адресной программы.
"Выплаты авансов прекратились в начале августа. Между тем авансирование было разработано как антикризисная мера, чтобы у всех подрядчиков для выполнения работ имелись оборотные средства. Многие подрядчики не были готовы к тому, что вместо аванса им фактически будут оплачиваться выполненные работы. Конкурсы они выиграли весной, а условия авансирования Фонд сформулировал лишь в приказе от 28 августа 2015 года №219. Регламент, утвержденный этим приказом, должен был быть опубликован на сайте Фонда 2 сентября. В результате подрядчики производят работы на собственные средства, закупленные материалы в выполненных объемах работ не учитываются. Все это может привести к тому, что адресная программа выполнена не будет. Если это произойдет, необходимо будет оценить эффективность всех менеджеров, принявших участие в процессе капремонта, и мотивы, которыми они руководствовались", — сообщил Вадим Порхаев, член Попечительского совета Фонда капремонта.
По оценке экспертов, на счетах Фонда может находиться около 500 млн рублей невыплаченных авансов как минимум. А, значит, объем работ, для которых они были предназначены и которые сейчас заморожены, составляет не менее 1 млрд рублей. И это только самые минимальные и позитивные оценки.