В России не осталось "ненадежных" губернаторов

Очередной рейтинг эффективности губернаторов представил Фонд развития гражданского общества. Судя по всему, проблем в отношениях с региональными властями у центра больше нет - перетряска завершилась, "плохих" губернаторов не осталось.

В рейтинге Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) 24 губернатора вошли в группу "очень высокого рейтинга". Эта группа в целом почти не изменилась по сравнению с предыдущим выпуском, возглавляют ее по-прежнему губернаторы Калужской области и ЯНАО Анатолий Артамонов и Дмитрий Кобылкин. Отметить стоит подъем в первую группу из второй губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, который в сентябре пройдет через выборы. Как отмечают составители рейтинга, главы регионов, получившие поддержку президента при выдвижении на досрочные выборы, "демонстрируют устойчивый рост позиций".
Немногим ранее очередной "рейтинг выживаемости губернаторов" представлял фонд "Петербургская политика" (ФПП): он несколько отличается по структуре, но и там группа губернаторов-"отличников" пересекается с версией ФоРГО, и там и там - главы Камчатки, ЯНАО, Кемеровской, Тюменской областей, Башкирии. Разве что Анатолий Артамонов у ФПП среди "хорошистов". Георгий Полтавченко в обоих случаях середняк - ФПП дает ему "четверку", ФоРГО - 74 балла, что ставит его на верхние строчки второй группы "высокого рейтинга".
Такие рейтинги в первую очередь означают позиции губернаторов во взаимоотношениях с Кремлем, такой взгляд "сверху", а не с точки зрения жителей. Так их и следует читать - вот губернаторы, которые вообще могут не переживать за свое будущее, вот те, у которых дела так себе, а вот сомнительные фигуры, которыми в Москве недовольны или в ближайшее время могут стать недовольны. Рейтинг ФоРГО в этом смысле считается чуть более показательным, так как его возглавляет Константин Костин, бывший начальник управления по внутренней политике администрации президента. Но  больших расхождений у экспертов нет.
Среди губернаторов, которые пользуются полным доверием Кремля, предсказуемо оказываются Евгений Савченко из Белгородской области, глава Чечни Рамзан Кадыров, мэр Москвы Сергей Собянин, главы Татарстана и Башкирии и ряд других "заслуженных" или "новичков". Что можно отметить - почти все лидеры назначены/избраны в последние 2 года или же идут на выборы в этом году. Только двое, Рамзан Кадыров и глава Карачаево-Черкессии Рашид Темрезов, занимают свои должности с 2011 года, ну и Евгений Савченко с 2012 года, но Савченко, как и Кадыров, вообще может не переживать за место в рейтинге. Часть из них "новички", то есть сменили старых губернаторов, часть переизбрались на новые сроки, но в целом можно сказать, что определенное ядро сложилось.
Дальше любопытнее - во второй и третьей группах плотность рейтингов губернаторов заметно повысилась. Сами эксперты ФорГО отмечают этот фактор и говорят об повышении среднеарифметического показателя. Даже у ранее отстававших глав сильно выросли показатели: часть губернаторов перешли из группы "среднего рейтинга" в группу "высокого", а в "средний" перебрались те, кто раньше был обладателем "рейтинга ниже среднего" (Виктор Басаргин, Сергей Ястребов, Андрей Шевелев). И в итоге эта группа исчезла вообще. Последним неудачником был глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров (в рейтинге ФПП у него тоже была единственная "единица"). Мамсуров, как известно, буквально несколько дней назад ушел в отставку, и, как выяснилось теперь, он был последней "паршивой овцой".
С чем россиян, видимо, можно поздравить - "плохих" губернаторов в стране больше не осталось. Убрали Николая Денина, убрали Александра Хорошавина, кого надо - переизбрали, кого-то подтянули, и все, теперь есть только очень хорошие губернаторы, просто хорошие и - так уж и быть - средние, но плохих, так чтобы гнать поганой метлой, больше нет.
По мнению экспертов, все это говорит о "результативности политики федерального центра, направленной на повышение качества государственного управления, в первую очередь на уровне субъектов РФ", которая состоит во "внедрении общественного контроля над губернаторами", привлечении "новых политиков", "обеспечении прозрачности государственных затрат", ротацию в случае высокого антирейтинга. По сути это должно означать, что конфликтов с регионами у федерального центра больше нет, нет и существенных претензий. Разве что у некоторых, как у Константина Ильковского в Забайкалье или Виктора Зимина в Хакасии, упали показатели из-за лесных пожаров, но это уже мелочи. Всеми так или иначе довольны, всех выстроили.
Жаль, что у ФоРГО нет пояснений по губернаторам, вот у ФПП они краткие, но есть. Там у каждого третьего главы в графе "слабые стороны" значится "дефицит достижений", а "сильными сторонами" у каждого второго значатся либо "недавнее переизбрание", либо "федеральная поддержка", как вариант "кредит доверия со стороны федеральной власти". Не исключение и Георгий Полтавченко: федеральная поддержка и дефицит достижений (у Александра Дрозденко отмечают по крайней мере "благоприятные экономические результаты). По нынешним временам этого уже достаточно, чтобы быть на хорошем счету.