Россияне все больше тянутся из банков в сторону микрофинансовых организаций. Желающих занять под 2% в день стало больше в 8 раз, отмечают некоторые игроки рынка. Одобренные заявки растут не столь стремительно: МФО внимательнее выбирают клиентов. Некоторые игроки уже говорят об участившихся проблемах по взысканию долгов.
Количество заявок на займы до зарплаты увеличилось в 8 раз, отмечают некоторые игроки рынка МФО. Во столько же у них выросло и число одобренных займов. Сумма займов же почти не меняется — от 7,5 тыс. до 9 тыс. рублей. Одни связывают рост с органическим развитием бизнеса, другие — с развитием маркетинговых технологий. О том, что у граждан, привыкших жить хорошо, просто закончились деньги, не говорит никто. Типичному заемщику, по оценкам разных компаний, от 25 до 36 лет, он живет от зарплаты до зарплаты, не содержит детей и зарабатывает до 30 тыс. в месяц, но платит по долгам в срок.
О росте рынка в связи с новыми технологиями заявил накануне на отраслевой конференции директор СРО "МиР" (объем займов по итогам года — 36,14 млрд рублей, при общем объеме рынка МФО в 50 млрд рублей) Андрей Паранич. В организацию входят такие крупные игроки, как, например, "Домашние деньги" (абсолютный лидер с кредитным портфелем 5,3 млрд), "МигКредит" (1,6 млрд). Компания MoneyMan, специализирующаяся на займах через Интернет, занимает лишь 9-е место по объему портфеля (432 млн), однако темпы роста по итогам года одни из самых впечатляющих — 188% по приросту портфеля и 267% по приросту объема выданных займов (согласно рэнкингу "Эксперт РА").
В компании, делающей ставку на современные технологии, отмечают, что рост заявок на займы вырос за I квартал в 8 раз, во столько же увеличилось и количество одобренных кредитов. Итого за первые 3 месяца 2015 года компания приняла около 178 тыс. заявок и одобрила около 22 тыс. Это связано с органическим развитием компании, говорит генеральный директор MoneyMan Борис Батин, кризисные явления не стали драйвером роста, большинство сейчас предпочитает копить, а не тратить, уверен он. В прошлом году он прогнозировал, что компания выдаст в I квартале 1,2 млрд рублей.
Согласно дорожной карте ЦБ по развитию рынка займов до зарплаты, к 2017 году 50% займов будут выдавать онлайн-компании. По итогам 2014 года доля таких компаний составила 4%. К концу 2015 года доля должна вырасти уже до 8-10%, прогнозируют в MoneyMan. Сегодня из всех онлайн-займов половина приходится на MoneyMan, говорят в компании, опираясь на собственные оценки.
Жить на широкую ногу в кризис
По итогам года портфель компании вырос в 2,8 раза, однако из-за восьмикратного роста выдачи, отмечает руководитель MoneyMan, среди очевидных трендов он отмечает рост потребности в крупных суммах, поскольку клиенты хотят сохранить привычный уровень жизни без оглядки на кризис. В компании увеличили доступные суммы займов на 70%. С апреля максимальная сумма займа здесь выросла до 50 тыс. рублей сроком до 18 недель. Однако расширение продуктовой линейки коснулось постоянных проверенных клиентов. Новичкам же по-прежнему доступны суммы до 8 тыс. рублей на 31 день. Если по итогам года средний заем составлял 9730 рублей, то только за I квартал он вырос на 22% и будет расти в течение всего года, отмечает Борис Батин.
"Колоссальный" рост количества заявок с начала года отмечают и в компании "Мигомденьги" — только в Петербурге компания одобрила на 51% больше запросов, чем в прошлом году. При этом, поскольку поток клиентов увеличился, компания смогла позволить себе улучшить качество портфеля, не потеряв в оборотах. Портфель займов с начала года вырос на 6%, приводит статистику начальник отдела развития Александр Нестеров, в сравнении с тем же периодом прошлого года он вырос на 32%. Средняя сумма в Петербурге выросла незначительно даже в сравнении с 2013 годом — с 7050 до 7400 рублей. Цели все те же — ремонт машины, медицинские услуги и подарки близким.
На 30% выросло в I квартале количество заявок по сравнению с прошлым годом и в компании "Домашние деньги". Ненамного меньше выросло количество одобренных займов — на 21%. При этом уровень дефолтности пошtл на спад. Компания растtт быстрее всего рынка МФО, гордится исполнительный директор Андрей Бахвалов: размер чистого портфеля за 2014 год вырос на 43% при росте всего рынка, по оценке "Эксперт РА", на 28%.
При этом средний чек все же сократился — с 25 тыс. рублей до 22 тыс. Все дело в снижении покупательной способности целевой аудитории — работников бюджетной сферы и персонала частных компаний. Несколько изменились и цели займов: клиенты стали чаще просить денег на неотложные нужды — с 57 до 65%. Изменение произошло из-за сокращения запросов на ремонт, а также на покупку мебели и бытовой техники — их откладывают до более благоприятных времен.
Основной драйвер роста также основан на новых технологиях, говорят в компании. Это разработка Digital Cash, которая позволяет легко управлять агентской сетью, а также оформлять займы через смартфон — к концу марта таким образом выдавали около 80% всех сумм. Еще один секрет успеха — повторные заемщики. В среднем по сети за новым займом приходит каждый второй, в небольших городах показатель добирается до 80%, говорит Андрей Бахвалов.
Доля клиентов, повторно обращающихся за деньгами, стремительно растет и у компании "МигКредит". На сегодняшний день это 44% клиентов компании, отмечает заместитель генерального директора по развитию бизнеса Динара Юнусова. С начала года компания одобрила 25 тыс. заявок. Средняя сумма займа — 30 тыс. рублей. По итогам прошлого года компания одобрила больше 383 тыс. заявок на 10,2 млрд рублей. У компании самые высокие темпы прироста кредитного портфеля среди топ-5 МФО (более 30%) и объемов выдачи (более 65%), ссылается руководитель на тот же рэнкинг. Основные цели займа — повседневные расходы (38%) и ремонт квартиры (21%).
Генеральный директор группы компаний "Быстроденьги" (1-е место в рэнкинге по объемам займов — 4,3 млрд рублей в 2014 году) Юрий Провкин отмечает, что говорить о стремительном росте сейчас не приходится, по своей компании они наблюдают небольшой прирост года к году — 2%. Да и тот руководитель связывает с органическим развития бизнеса: новые офисы, проработав несколько месяцев, "выходят на зрелость". По итогам 2014 года компания выдала 2,8 млн займов. При этом средняя сумма в сегменте PDL (Pay Day Loan) составила 7,5 тыс. рублей и вряд ли вырастет по итогам 2015 года, прогнозируют в руководстве. А вот сумма потребительских займов из-за высокой инфляции вырастет с 25 тыс. на конец 2014 года до 27-30 тыс. рублей.
Ставки сделаны
Несмотря на кризис и рост спроса, большинство крупных игроков рынка уже год не поднимали ставки. Кто-то не менял их с самого основания компании. Средняя ставка MoneyMan в I квартале 2015 года составила около 1,3% в день. Снижать ее пока не собираются, поскольку она и так ниже среднерыночной — 2,5-2,8%. В прошлом году среднерыночная ставка, по оценкам компании, составляла 2,2-2,4%, а ставка в MoneyMan — 1,1%. Держать показатель ниже рынка удается за счет все тех же онлайн-технологий.
Ставки в "МигКредит" начинаются от 0,28% в день для займов с постепенным погашением и от 1,85% в день — для единовременных.
Большинство же компаний предоставляют займы до зарплаты по неизменной несколько лет ставке — 2% в день. Это и "Мигомденьги", и "Быстроденьги".
Компания "Домашние деньги", специализирующаяся на потребительских займах, дает в долг по ставке 200% в год, максимальная сумма — 30 тыс. рублей. Повторные заемщики могут претендовать на большую сумму и более мягкие условия. Ставки также давно не менялись.
Заемщики стали ответственнее
Показатели по просрочке по-прежнему остаются в рамках бизнес-модели, говорит Юрий Провкин, просроченная больше 90 дней задолженность остается одной из самых низких на рынке и составляет 16%. Однако результаты по взысканию долгов уже падают: клиенты все чаще ссылаются на проблемы с выплатой зарплаты и трудности работодателей, отмечает руководитель.
По итогам I квартала процент неработающих ссуд у MoneyMan вырос в пределах прогноза — 1,6 п.п., до 15,6%. На уровне прошлого года осталась просрочка и у "Мигомденьги", а вот уровень невозврата благодаря новым технологиям риск-менеджмента снизили до 7% портфеля. "Что касается рынка МФО, то правильнее говорить не о просрочке, а о дефолте, — рассказывает Андрей Бахвалов из "Домашних денег". — В среднем клиент гасит заем за 1 год и 2 месяца, в 2014 году уровень дефолта у нас составлял 30%, сейчас этот показатель снижен до 26% за счет все того же Digital Cash".
Уровень просрочки свыше 90 дней остается на приемлемом для них уровне и в "МигКредите" — не более 20%. Здесь однако также уточняют, что экономическая ситуация уже внесла коррективы в систему оценки платежеспособности клиентов.
Портрет клиента
Интересно, что портрет клиента у каждого игрока рынка индивидуальный. Например, типичный заемщик MoneyMan — мужчина 29 лет с высшим образованием. Он холост, без детей, работает в сфере торговли и зарабатывает около 30 тыс. рублей в месяц. Имеет собственное жилье или долю в нем. Большая часть клиентов "Быстроденьги" — мужчины 21-35 лет со средним специальным образованием. Уровень их дохода — 20-25 тыс. рублей. Сбережений у них нет, поскольку они живут от зарплаты до зарплаты. Основные клиенты — рабочий класс: 41% квалифицированные, 17% неквалифицированные. Еще 10% работают в небюджетной сфере. Большинство обслуживает хотя бы один банковский кредит на бытовую технику — они обращаются за займом, чтобы срочно сделать по нему взнос.
Клиенты "Мигомденьги" — и муниципальные служащие, и работники предприятий, и менеджеры, и пенсионеры со студентами. Кроме того, в компанию обращаются и люди среднего достатка, для которых такой заем — инструмент финансового планирования, говорит Александр Нестеров.
Средний возраст заемщика МФО — 38 лет, считают представители "Домашних денег". Во всех федеральных округах наблюдается перевес в сторону женщин — 61%. За последний год их средний возраст вырос до 39,8 года, средний возраст мужчин снизился до 36 лет. Доход типичного клиента с 23 тыс. в 2012 году вырос до 31 тыс. в 2014-м. Большая часть клиентов работают в торговле — 32%, доля бюджетников выросла с 12 до 17%, еще 16% работают в производственной сфере.
Большинство клиентов-женщин отмечают и в "МигКредит", совпадает и доля — 61%. Средний возраст заемщика компании — 36 лет. В "МигКредит" наблюдают рост доли клиентов в возрасте от 26 до 35 лет, притом что их целевая аудитория — 25-40 лет. Больше чем у половины за плечами неоконченное высшее образование, 39% имеют высшее образование. Основные клиенты — холостяки. Доля семейных — 45%, семей с двумя детьми и больше — около 10%. Средний доход клиента — 30 тыс. рублей, при трудовом стаже больше 20 лет у половины из них. Больше 56% клиентов — сотрудники частных компаний, на сферу услуг и торговли приходится 30%, еще 15% трудятся в бюджетной сфере. У 84% клиентов есть опыты погашенных кредитов в банках. У 74% не было просрочки по микрозаймам.
Прогнозы игроков рынка
Объем рынка МФО не будет расти столь высокими темпами, как это было в предыдущие годы, считают аналитики "Быстроденьги". По их оценкам, в 2015 году рынок прирастет в среднем на 30%. Количество игроков рынка, несмотря на регулярное появление новых, все же сократится на 35-40%, считают в компании. Центробанк не раз заявлял о намерении усилить регулирование и сделать рынок прозрачнее. Клиентская база будет продолжать расти за счет перебежчиков из банков. Речь идет о кредитных продуктах, сопоставимых по условиям. Кроме того, уже наблюдается тренд на развитие модели "супермаркет финансовых услуг", когда клиенты могут оплатить через МФО такие регулярные статьи расходов, как ЖКХ, страхование и мобильные платежи. Усиление оттока клиентов из банков прогнозируют и в компании "Домашние деньги". Кроме ужесточения политики банков, в компании ссылаются и на грядущее сокращение количества МФО.
"В этом году лучше будут себя чувствовать те, кто смог выстроить правильную модель работы с клиентом, — комментирует директор СРО "МиР" Андрей Паранич. — Спрос на микрофинансовые услуги, безусловно, вырос, но с ухудшением экономической ситуации нужно ужесточить и отбор клиентов. Соответственно, на коне в этом году будут те, кто грамотно подходит к выбору, а затем умеет сопровождать проблемный долг".
Кроме того, еще в конце прошлого года ухудшилась ситуация с фондированием МФО, говорит Андрей Паранич. Банки ужесточают условия по всем направлениям. На 40% компании МФО фондируются именно за счет банковских кредитов. Кто сможет сохранить к ним доступ или успешно их заместить другими источниками, тот и выиграет, говорит эксперт.
"Спрос явно вырос, но денег-то больше не стало, получается, можно успешнее фильтровать клиентов, — продолжает Андрей Паранич. — У МФО доля просрочки всегда была выше, чем в банках, но она не ухудшается и сейчас. Это связано еще и с тем, что оборачиваемость кредитного портфеля у МФО выше, чем у банков, он и улучшается быстрее. Об этом уже говорят многие наши члены".
Топ-5 МФО по кредитному портфелю, итоги 2014 года:
1. ООО "Домашние деньги" — 5,321 млрд рублей
2. ООО "МигКредит" — 1,611 млрд рублей
3. ГК "Деньги сразу" — 1,487 млрд рублей
4. ООО "Микрофинанс" — 1,312 млрд рублей
5. ООО "Магазин малого кредитования" ("Быстроденьги") — 1,260 млрд рублей
Самый заметный прирост и по портфелю (16,1 млн — 151,1 млн), и по объему займов (24,9 млн — 282,5 млн) показало по итогам года ООО "Займо". У этой компании, говорит Андрей Паранич, нет проблем с фондированием, поскольку это "дочка" европейской компании с давно отработанной бизнес-моделью. К тому же ее бизнес-модель отработана на европейских рынках, например Германии, говорит эксперт.