Заносить уволенных в связи с утратой доверия в специальный реестр предлагает в своем законопроекте Минтруд. В ведомстве уверены, что записи в трудовой книжке недостаточно — её кандидат может скрыть.
Министерство труда предлагает всех уволенных в связи с утратой доверия записывать в специальный интернет-реестр. Записи в трудовой книжке мало — её кандидат может скрыть. Как скрывать подобный проступок, ведомство не уточняет. Видимо, речь идёт о "потере" документа. Новую трудовую книжку сегодня заводит работодатель, восстанавливать старые записи в ней закон не требует. Более того, уже несколько лет ведутся разговоры о том, что от трудовых книжек пора отказаться — они, мол, утратили всякий смысл.
В своем законопроекте Минтруд предлагает вносить в реестр всех, кого с позором уволили с госслужбы муниципального, регионального и государственного уровней; из Вооруженных сил, МВД и Следственного комитета; с Таможенной службы; а также из Центробанка. В регулирующие деятельность этих ведомств законы внесут изменения.
Порядок работы самого реестра пропишут в отдельном постановлении правительства. Его издадут к моменту второго чтения законопроекта в Госдуме. На сегодняшний день документ вынесен на публичное обсуждение на профильном портале.
Реализация федерального закона на практике вызывает множество вопросов. Формулировка "в связи с утратой доверия" была когда-то придумана властями для увольнения первых лиц. Так, например, было с мэром Москвы Юрием Лужковым, которого никак иначе не получалось убрать с поста. Подобной формулировкой сопровождалось снятие ряда губернаторов, впрочем, применяется она относительно редко, для начальников комитетов, министров и так далее. Рядовых специалистов так не увольняют.
В трудовой книжке записывается лишь формулировка об "утрате доверия", а вот причины утраты есть только в результатах служебной проверки, они остаются в личном деле на предыдущем месте работы, поясняют dp.ru опытные госслужащие. Их, конечно, можно запросить неформально, но вот формально такой возможности нет. Кадровик, особенно старой школы, запросто может отказать. Можно отправить официальный запрос, но результат тот же — могут ответить, если захотят, но могут и отказать.
Дело в том, что эта информация относится к персональным данным. По этой же причине её, по идее, нельзя вписывать в какие бы то ни было общедоступные реестры — максимум все ту же мало что значащую формулировку, да и то сомнительно. Она тем более не является препятствием для устройства на работу. Поскольку речь идёт как правило о руководящем составе, то если человека уволили, об этом так или иначе сообщается публично, а во-вторых, если в человеке заинтересованы, продолжает чиновник, то его спокойно возьмут на работу, не глядя на такие записи.
Что касается силовых ведомств, то там такие увольнения встречаются чаще. Обычно по "утрате доверия" увольняют тех, в отношении кого заведено уголовное дело, даже и вполне рядовых сотрудников. Это тоже своего рода отчетность — мы, мол, блюдём чистоту мундира. В таких случаях и истинная причина указывается конкретно. Словом, перед принятием подобного федерального закона стоит подумать, нужно ли тратить силы и государственные средства на организацию реестра или можно просто воспользоваться интернет-поисковиком.