"Деловой Петербург". Полис со стажем

Автор фото: Тихонов Михаил

Пока Банк России не повысил тарифы по ОСАГО, страховщики предлагают пересмотреть коэффициенты полисов в зависимости от стажа и возраста водителя.

С 1 октября страховщикам придется выплачивать по новым договорам ОСАГО за имущественный вред более существенные суммы. Так, уже со среды текущей недели лимиты выплат по данному ущербу вырастут со 120 тыс. до 400 тыс. рублей. При этом обещанного ЦБ РФ повышения тарифов на 25 – 30% пока не произошло.
Как говорят страховщики, на выплаты "по железу" приходится основная часть возмещения ущерба по ОСАГО. Незначительная доля приходится на возмещение ущерба жизни и здоровью потерпевшего, лимит максимальных выплат по такому ущербу, кстати, вырастет с 1 апреля 2015 года со 160 тыс. до 500 тыс. рублей.
Страховщики утверждают, что рынок ОСАГО находится в кризисе, в некоторых регионах выплаты превышают объем собранных премий, тарифы по ОСАГО не менялись более 10 лет. Чиновники и страховое сообщество уже год обсуждают повышение тарифов и коэффициентов.

Скидка на опыт

Пока же не согласовано повышение стоимости полисов, Российский союз автостраховщиков (РСА) предложил изменить коэффициенты в зависимости от стажа и возраста водителя. Страховщики поддерживают данную инициативу, которая, впрочем, приведет к росту расценок для большинства автовладельцев.
"Инициатива, с которой выступил РСА, имеет право на существование, так как опирается на статистику. А она такова, что риск малоопытных водителей недооценен", — считает Юрий Горцакалян, начальник отдела методологии компании "Согаз".
"Аварийность напрямую зависит от возраста и опыта водителя: чем водитель моложе и меньше его водительский стаж, тем выше вероятность наступления страхового случая, — поддерживает коллегу Антон Горбачев, руководитель группы управления андеррайтинга автострахования Северо–Западного дивизиона "Ренессанс страхование". — Например, для 18–летних новичков и 30–летних опытных водителей коэффициент по стажу–возрасту по каско в нашей компании может различаться почти в 2,5 раза".
Для страхователей реформа ОСАГО тоже содержит приятные нововведения: со 2 августа вводится оформление убытков до 50 тыс. рублей на месте аварии. Кроме того, за возмещением ущерба застрахованные сначала должны будут обращаться в страховую компанию.
"Тем не менее на рынке автострахования сегодня сформировалась кризисная ситуация, и нынешнее изменение законодательства лишь частично будет способствовать ее разрешению, — считает генеральный директор СО "Помощь" Александр Локтаев. — Всех проблем это не решит". В частности, пока нет единой методики расчета материальных убытков, что позволяет страховым компаниям занижать выплаты.
Увеличение тарифов на 25% также кардинально не изменит ситуацию. Из–за убыточности ОСАГО добросовестные страховщики покидают этот сегмент рынка, а остаются те, кто пытается вести не совсем честную игру, говорит Александр Локтаев.
"Требуется продуманная тарифная политика. Другими словами, нужна единая стратегия по выводу рынка автострахования из кризиса. Необходимо выработать не только единую систему расчета убытков, но и создать определенный механизм, когда страховые компании будут организовывать качественный ремонт автомобилей", — резюмирует он.

Поднять базу

Также идет обсуждение возможного пересмотра территориальных тарифов по ОСАГО. Но петербургские страховщики не считают такую реформу насущной. В Петербурге коэффициент ОСАГО составляет 1,8, и при таком коэффициенте даже повышения базового тарифа на 25% достаточно, чтобы убыточность ОСАГО стала приемлемой. Однако в других регионах убыточность выше. "Территориальная корректировка тарифов не изменит всей ситуации целиком, — считает Александр Локтаев. — Первоочередными мероприятиями должны стать увеличение базовой тарифной ставки на 40% минимум, досудебный порядок урегулирования претензий, а также регламентация действия закона о защите прав потребителей при нарушении прав страхователей по срокам рассмотрения убытков по ОСАГО".
Мы очень надеемся, что к 1 октября решение Центробанка об изменении тарифов ОСАГО будет принято, так как и сам по себе этот вопрос очень критичный с точки зрения убыточности, и страховые компании должны успеть подготовиться к продажам с технической точки зрения. С 1 октября помимо изменения тарифов в обращение должны быть введены бланки ОСАГО нового образца. Если в ближайшее время новые страховые тарифы не опубликуют, есть риск, что большинство компаний минимизируют продажи ОСАГО, а часть могут сдать лицензии на данный вид страхования.
Денис Макаров
Руководитель Управления Методологии Обязательных Видов "Альфастрахование"