"Деловой Петербург". Туристический передел

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Рынок туризма в России после череды банкротств операторов уже никогда не будет прежним: крупных игроков со старыми схемами бизнеса заменят небольшие турфирмы и системы онлайн–бронирования.

Петербургский туроператор "Солвекс–турне" приостановил работу. Об этом сначала сообщил авиаперевозчик "Оренбургские авиалинии", а потом остановку работы подтвердил и сам туроператор. Примечательно, что еще в середине августа Тамара Халецкая, совладелица компании, уверяла "ДП", что о прекращении деятельности оператора речи не идет. При этом она подтверждала, что "Солвекс" работает по той самой схеме, которая, как считают многие участники рынка, рано или поздно приводит к краху: у компании не было отдельной строки оплаты на каждого туриста, средства партнерам иногда переводили за год вперед, иногда в конце сезона. По некоторым данным, Тамара Халецкая еще в начале лета просила помощи в Смольном — ее тревожили накопившиеся у фирмы долги.
Как и "Нева", фирма "Солвекс" — долгожитель петербургского рынка: она была зарегистрирована в 1994 году и состояла из более чем 60 франчайзи и 2 тыс. агентств–посредников. Страховщиков у "Солвекс–турне" было сразу несколько: 300 млн рублей застраховано в "Восхождении", действие лицензии которого приостановлено после банкротства "Невы", 120 млн — в "Авесте", и 30 млн — в "ВСК". Как сообщили вчера в городском комитете по туризму, за границей остались около 9 тыс. клиентов "Солвекса", примерно столько же людей не смогут выехать по оплаченным путевкам.

Схема банкротства

Крупные российские туроператоры потерпели крах в течение последних месяцев по нескольким причинам. Среди них и политическое напряжение, из–за которого туристы почти перестали заранее бронировать путевки, и кризис, который заставляет россиян экономить.
Немаловажным фактором стал также запрет на выезд из страны для сотрудников силовых ведомств. В России в силовых структурах числится более 4 млн человек. По данным Astarta group, они составляли 15% и более турпотока из России.
Но главная причина банкротств — сам принцип работы туроператоров: они покупают чартеры и блоки номеров в отелях с отсрочкой платежа, не просчитывая сумму на каждого туриста, и при этом, стараясь угнаться за конкурентами, делают скидки, которые в конце концов съедают маржинальность. К тому же, как выяснилось уже во время банкротств, многие годами не платят по обязательствам. Из–за жесткой конкуренции многие и крупные, и мелкие компании уходят в минус, говорит Татьяна Сухорукова, владелица турфирмы "Альбион".
"Это копится и в конце концов приводит к банкротству", — резюмирует она. Сухорукова добавляет, что спад продаж путевок сейчас достигает 20–30%.

Гостуроператор

В качестве мер по спасению отрасли участники рынка предлагают множество нововведений: преобразовать "Турпомощь", организацию по вывозу туристов обанкротившихся фирм из–за рубежа, в полноценное СРО, ввести льготы для российских компаний, усилить госконтроль отрасли. Звучало даже предложение о создании государственного туроператора, однако к нему участники рынка отнеслись скептически, сомневаясь в том, что государство станет более эффективным управленцем, чем предприниматели.
Также остро стоит проблема занятости бывших сотрудников турфирм.
Как рассказывают операторы, многие из них открывают свои компании: положение на рынке малых фирм сейчас в основном устойчивее, так как у них нет серьезных долгов.
По предварительным оценкам Росстата, число туристов в 2014 году уже снизилось на 8%. Сами участники рынка говорят, что падение может составить 40%. Рынок заметно перестроится: множество игроков уже объявили о банкротстве, и отрасль практически начнет развиваться заново.
При этом компания "Верса" — один из немногих крупных игроков, оставшихся на петербургском рынке, — заявляет, что ее прибыль только растет, и недавно фирма открыла три новых офиса. В компании сообщают, что поднять продажи помог внутренний туризм по России.

Чартеры и лоукостеры

Банкротство туроператоров также спровоцирует проблемы у авиаперевозчиков: большая часть летнего пассажиропотока — это туристические чартерные рейсы. Гендиректор компании "Инфомост" Борис Рыбак оценивает годовой объем чартерных пассажиров в 10–15 млн человек (15% от всего пассажирского авиатрафика).
"Это значительная доля. Если авиакомпания выполнила перевозки, а денег из–за ухода с рынка туроператора не получила, для нее это будет существенный удар", — говорит он. Авиакомпании, специализирующиеся на чартерах, вряд ли смогут спастись от банкротства, переформатировавшись в лоукостеры. Для этого им срочно придется не только полностью перестроить бизнес–модель, но и обновить авиапарк: традиционно лоукостеры используют только новые самолеты, это позволяет им сокращать эксплуатационные издержки.
Зато в выигрыше оказались крупные западные холдинги, в которые входят авиапредприятия и туристические компании. По такой модели работают Condor, Thomas Cook, TUI Travel (13,8% в этой компании принадлежит кипрской S–Group Capital Management, подконтрольной главе "Северстали" Алексею Мордашову).
В TUI отмечают рост продаж в этом году, связывая это с тем, что часть клиентов перетекла от обанкротившихся российских операторов. Кроме того, располагая собственным авиафлотом (в холдинг TUI входят шесть авиакомпаний с 138 самолетами), такие фирмы более гибко реагируют на изменения рыночных условий. Например, ожидая падения туристического спроса на европейские страны, TUI этим летом перенаправила свои самолеты на более популярные Турцию и Египет. Обычные туркомпании не имеют собственных чартерных рейсов, а арендуют часть мест в самолете. Поэтому такой маневр применить не могут и вынуждены продавать путевки на неходовые направления.
Для российских предприятий западная модель бизнеса, когда в холдинг входят и авиакомпания, и туроператор, неэффективна, считает Борис Рыбак: "Деятельность авиакомпаний в нашей стране очень затратна, поэтому небольшим перевозчикам в составе таких холдингов было бы трудно выжить". Авиапредприятиям открывать собственные турагентства невыгодно из–за конфликта интересов: туркомпании нужно, чтобы полет для клиентов обошелся как можно дешевле, а задача перевозчика — продать билеты подороже.

Онлайн и страховщики

Крах продавцов турпутевок подстегнет и без того растущий рынок самостоятельного туризма. Этого ожидают все без исключения владельцы систем бронирования гостиниц. У многих туроператоров последнюю пару лет наблюдалась стагнация, этим воспользовались сайты–агрегаторы вроде Booking.com, TripAdvisor, Airbnb, которые начали активно отбирать у них рыночную долю, сообщает генеральный директор петербургского представительства сервиса Оktogo Марина Колесник.
"Теперь этот процесс ускорится: за последние 2 месяца сайты самостоятельного бронирования уже показали рост в 100%", — радуется Марина Колесник.
С этим согласны в компании "Островок", которой как раз в августе этого года удалось стать первым российским партнером международной системы бронирования Airbnb. В компании отмечают, что продажи за несколько последних месяцев выросли в несколько раз.
Страховщики, наоборот, заняты подсчетом убытков, которые им принесло сотрудничество с игроками туристического рынка.
Убыточность отдельных компаний по страхованию ответственности туроператора уже достигла 800%, говорит директор департамента комплексного страхования путешественников страхового общества "Помощь" Гаянэ Календжян.
Как сообщили в Союзе страховщиков СПб и Северо–Запада, последние громкие банкротства привели к тому, что вскоре работать с туроператорами будет попросту некому. Как объяснила президент Союза Ирина Лукашевич, страхование ответственности туроператоров уже давно перестало быть для страховщиков выгодным — в среднем по Петербургу убытки по этому направлению за прошлый год достигали 90%. Но тогда страховщики оставались в выигрыше за счет продажи туроператорам других видов страховок, пояснила глава Союза страховщиков.
России еще 10 лет назад нужна была серьезная законодательная база в туриндустрии. Например, надо ужесточить критерии получения лицензии туроператора. Получить лицензию авиаперевозчика у нас очень сложно, а туроператорскую может получить практически любой желающий. Нужны квалификационные требования для турагентств. Сейчас госрегулирования агентской деятельности в туризме нет. Любой человек с улицы может открыть агентство и брать с людей деньги за туры. Стоит взять за основу опыт стран Европы, которые давно прошли через эти этапы развития туристической отрасли.
Ивор Вукелик
представитель TUI Russia
Выездной туризм в России упал уже на 20 – 30%. Для гостиничных операторов, которые, открываясь за границей, рассчитывали на российского туриста, ситуация тревожная. У нас есть пятизвездочный отель в Греции, но пока мы никак не пострадали: прямых договоров с российскими туроператорами не было, кроме того, мы успели переориентироваться на европейских туристов. Полагаю, таким же образом поступят и другие игроки, имеющие объекты за рубежом. Пока такой опыт есть у небольшого количества гостиничных операторов, среди них "АЗИМУТ Хотелс Компани", HELIOPARK Group и др.
Алексей Мусакин
руководитель Северо–Западного представительства Cronwell Hotels & Resorts в России