"Деловой Петербург". Колбаса союзного качества

Автор фото: Trend/ Евгений Асмолов
Россия, Санкт-Петербург. Благотворительнй аукцион по продаже картин "Детская азбука".На снимке: Владимир Подвальный, совладелец парка "Диво-остров" и сети магазинов "Великолукский мясокомбинат", покупатель картины "Новогодняя Ночь", автор Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга.

На территории стран Таможенного союза начинают действовать новые стандарты качества мясной продукции, они сыграют на руку переработчикам, но введут в расходы животноводов.

C 1 мая вступил в силу новый технический регламент Таможенного союза (объединяет Россию, Белоруссию и Казахстан) "О безопасности мяса и мясной продукции".
Новый регламент упорядочивает использование традиционных наименований колбасных изделий (например, "Докторская"), обязывает производителей максимально полно информировать о составе мясных продуктов, а также запрещает забой скота на территории ферм — только на специальных бойнях.
Крупные мясопереработчики ожидают, что с рынка уйдут недобросовестные игроки, которые демпингуют за счет экономии на качестве.
"Чем строже закон, тем лучше для рынка, — говорит Владимир Подвальный, председатель совета директоров ОАО "Великолукский мясокомбинат", — на российском рынке если нет запретов, значит, можно".
Контролировать применение новых норм Таможенный союз начнет не ранее 2015 года — скорее всего, эти функции будут возложены на государственную ветеринарную службу.

Осознанный выбор

Производители могут использовать старые этикетки до 31 декабря 2015 года. Сейчас состав мясного продукта отражает буквенная маркировка, значение которой непонятно для потребителя.
Техрегламент обязывает производителей называть вещи своими именами и вводит в обращение понятия мясных продуктов и мясосодержащих, причем последние имеют дополнительное деление в зависимости от объема содержания мяса.
Так, например, в мясо–растительных продуктах (с использованием соевых добавок) доля мяса должна составлять от 30 до 60%, в растительно–мясных — от 5 до 30% от общего объема.
"Такие меры позволят довести до потребителя максимально полную информацию о продукте, чтобы он мог сделать осознанный выбор", — говорят в Национальной мясной ассоциации. "Продукты с растительным сырьем могут быть безопасными, но не отвечать ожиданиям покупателей по качеству", — объясняют эксперты.

Бренды точно по госстандарту

Еще одно важное нововведение регламента — это запрет на использование общеизвестных и популярных наименований колбасы для маркировки продуктов, изготовленных с нарушением рецептуры.
Иными словами, законодатели рассчитывают, что после вступления в силу нового регламента с рынка исчезнут многочисленные двойники "Докторской" или "Любительской" колбасы под фантазийными названиями вроде "Докторская экстра" или "Любительская по–домашнему".
Требования по составу популярных колбасных изделий прописаны в других документах — ГОСТах, принятых в 2011 году.
Кстати, в целях защиты здоровья детей новый регламент запрещает маркировать мясную продукцию, не предназначенную для детского питания, такими названиями, как сосиски "Детские", колбаса "Карапузик", "Крепыш", "Топтыжка" и так далее.
Опрошенные "ДП" крупные мясопереработчики изменений на производстве не планируют, а вот поставщики мяса уже ожидают увеличения затрат на убой скота. "Пока мы забиваем скот на местах, но нужно будет везти его на сертифицированную бойню, а это дополнительные расходы на дорогу и услуги бойни", — сетует фермер из Ленобласти.
Техрегламент неплохой, в нем предусмотрены практически все спорные моменты, что, конечно, дисциплинирует участников рынка и позволит контролировать его после окончания переходного периода. Для нашей компании мало что изменится, потому что мы как выпускали продукцию в соответствии с ГОСТами, так и продолжим это делать. Затронет скорее недобросовестных производителей, и они наконец перестанут производить колбасу за 120 рублей с маркировкой ГОСТ. Хотелось бы, конечно, ограничений по составу колбасы, чтобы в нее не закладывали ради удешевления непонятно что, но это уже другой вопрос.
Владимир Трегуб
заместитель генерального директора ООО "ПК "Петербурженка"
Работа над регламентами шла около 8 лет, поэтому документ продуманный, способствует достижению двух целей — обеспечить качество мясной продукции и защитить потребителя от введения его в заблуждение. Конечно, наша ассоциация подготовила и уже направила пакет поправок к этим нормам, но в основном это технические поправки. Не отрицаю, что отдельные регионы оказались не готовы к исполнению норм нового регламента, но, во–первых, есть еще 2 года для перехода, а во–вторых, при помощи региональных органов власти все производители могут пройти модернизацию.
Максим Синельников
заместитель руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации