"Лента" проведет IPO на Лондонской и Московской биржах

Автор фото: Астафьев Александр
Магазин "Лента", корзина, тележка.

Время корпоративных конфликтов давно прошло, и теперь "Лента" объявила о готовности провести IPO в Лондоне. Одновременно была раскрыта удачная финансовая отчетность компании за год, и ожидания от размещения у экспертов самые радужные.

Ретейлер " Лента " проведет IPO на Лондонской фондовой бирже и Московской бирже. Сообщение об этом появилось на сайте Лондонской биржи.
В нем говорится, что обыкновенные акции будут размещать в форме глобальных депозитарных расписок. После этого они отправятся на торги. При этом компания не намерена выпускать новые ценные бумаги. На продажу пойдут акции инвестфонда TPG, Европейского банка реконструкции и развития и ВТБ Капитал Private Equity.
Организаторами публичного размещения акций станут Credit Suisse, J.P. Morgan и "ВТБ Капитал". Как сообщалось в прошлом году, речь идет о привлечении до $1,5 млрд. Какой пакет акций придется для этого продать, информации не было, но в 2006 году, когда компания впервые задумалась об IPO, назывались цифры 25–30%.
Согласно опубликованной сегодня отчетности ретейлера, по результатам прошлого года, компания увеличила чистую прибыль по МСФО на 38,1% по сравнению с 2012 годом — до 7,1 млрд рублей. Выручка в 2013 году выросла на 31,3% до 144,3 млрд рублей. Скорректированная EBITDA достигла 16,4 млрд рублей, это на 28,9% выше показателя 2012 года — 12,7 млрд рублей, рентабельность по скорректированной EBITDA снизилась по сравнению с 2012 годом до 11,4% с 11,6%.
Выход на IPO скорее всего связан с активной экспансией торговой сети. Так, в течение 2013 года "Лента" открыла 21 гипермаркет, а также первые 10 одноименных супермаркетов. Таким образом сети "Лента" сейчас насчитывает 77 гипермаркетов. Общая торговая площадь, с учетом десяти супермаркетов, на конец 2013 года была, по данным компании, около 508 тыс. м2, что на 35,1% больше показателя 2012 года.
В свете того, что почти все крупнейшие федеральные торговые сети давно стали публичными, "Лента" выступает в качестве "догоняющего". В мае 2007 года группа компаний "ДИКСИ" провела IPO на РТС и ММВБ на сумму $ 360 млн. Одним из последних в 2010 году был "О’кей", общий объем его IPO с учетом опциона доразмещения составил $428,2 млн.
Этот год не лучший для проведения IPO из-за внутренних проблем в России: снижения темпов роста ВВП страны, оттока капитала, снижения потребительской активности населения, — говорит Роман Гринченко, аналитик Инвесткафе, — сказываются также замедление инфляции и смещение предпочтений покупателей в пользу товаров более дешевой ценовой категории, что в значительной степени нанесет ущерб "Ленте", так как основной формат используемый этой сетью – Cash&Carry".
Основной вопрос, по его мнению, в оценке стоимости компании, в случае если компания будет оценена в $5 млрд, он сомневается, что IPO будет удачным, так как отечественные и зарубежные ритейлеры оцениваются в 0,63 выручки или 8,15 EBITDA, что означает стоимость "Ленты" в $2,1 млрд
С ним готова поспорить старший аналитик Raiffeisenbank Наталья Колупаева: "Состояние розничного рынка в момент выхода компании можно охарактеризовать как непростое, но перспективное". Несмотря на объективное замедление темпов роста потребления, к 2018 году российский рынок станет крупнейшим в Европе, говорит она со ссылкой на прогноз Euromonitor. Крупнейшие торговые сети, как российские, так и международные игроки - среди которых "Магнит", "Ашан", "Дикси", "О'кей" продолжают активно инвестировать в Россию и подтверждают амбициозные планы по открытиям новых магазинов.
"Я бы не назвала компанию "Лента" догоняющей, так как пару лет назад были объективные причины, мешающие выходу "Ленты" на биржу: конфликт акционеров и разность взглядов на уровне топ-менеджмента о дальнейшем развитии компании, что выливалось в относительно невысокие темпы открытий магазинов, — говорит Наталья Колупаева, — но сейчас с точки зрения роста компания показывает динамику ускорения развития и ей есть что предложить инвесторам".