Игорь Сечин придумал, как РЖД, "Газпром" и "Россети" могут сократить расходы на 10%: не скупать непрофильные активы. Государство в условиях рецессии ищет способы пополнить бюджет, а Сечин хочет снова решать, сколько и на что должен тратить "Газпром".
Российские госмонополии могли бы сократить свои затраты даже больше, чем на 10%, считает Игорь Сечин. Им нужно, в том числе, отказаться от покупки непрофильных активов, сказал журналистам глава "Роснефти".
"Мы видим, что монополии, с которыми мы связаны, приобретают крупные пакеты акций активов, которые не связаны с их основной деятельностью", — цитирует Сечина РИА "Новости".
Он также выразил желание участвовать в обсуждении инвестиционных программ госмонополий, то есть участвовать в принятии решений о том, куда те тратят деньги. Компании-потребители услуг монополий "должны участвовать, обсуждать экономическую эффективность инвестиций", сказал Сечин.
Сама "Роснефть", по словам ее главы, не считает себя госмонополией, но тем не менее планирует сократить свои затраты на 15%.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Совещание "О состоянии нефтепереработки и рынка нефтепродуктов в Российской Федерации". На снимке: заместитель Председателя правительства РФ Игорь Сечин.
Правительство РФ ранее ограничило рост тарифов госмонополий. Для большинства монополий тарифы на услуги предприятиям заморожены, на услуги частным лицам — ограничены размерами инфляции.
Одновременно правительство утвердило план по снижению издержек инфраструктурных монополий. Совершенствование закупочной политики монополий и их "дочек" должно сократить не менее чем на 10% закупочные цены по 100 основным позициям.
Госмонополии, которых коснутся эти ограничения, — это "Газпром" (тарифы на газ), РЖД (на грузоперевозки) и "Россети" (на передачу электроэнергии).
Самые известные непрофильные активы "Газпрома" — это ряд медиаактивов во главе с НТВ. Футбольный клуб "Зенит", вопреки распространенному мнению, "Газпрому" не принадлежит. Также и "Россети" — не владелец ФК ЦСКА (Москва), а лишь спонсор. И лишь РЖД — и в самом деле владелец московского "Локомотива".
Кроме партнерских отношений со спортивными командами, у госмонополий есть еще целый ряд непрофильных активов в самых разных секторах экономики от банков до зарубежной недвижимости. Поскольку государство и ранее неоднократно говорило, что госмонополии должны продавать непрофильные активы, то они их и продают (только "Газпром" и только в 2010 году продал на 34 млрд рублей), но одновременно продолжают покупать.
Эксперты считают, что Сечин прав. "Скупка непрофильных активов приводит к неэффективному управлению корпорацией, при этом профильные активы часто остаются недоинвестированными, — говорит глава КГ "Решение" Александр Батушанский. — Посмотрите на алюминиевый бизнес: когда денег было много, они занимались девелопментом и еще Бог знает чем, а теперь денег нет, и они хотят закрывать заводы, — почему же они не инвестировали в них деньги, когда они были?".
У каждой компании — собственные планы развития, а скупка непрофильных активов иногда носит вынужденный характер, возражает профессор ВШЭ Александр Ходачек. Нужно не рубить сплеча, а смотреть каждую ситуацию отдельно, считает эксперт.
Возможно, слова Сечина свидетельствуют о том, что у госмонополий будет теперь меньше свобод в сфере инвестиций, говорят экономисты. Государство, испытывая проблемы с наполняемостью бюджета, ищет способы исправить ситуацию.
Есть мнение, что заявления главы "Роснефти" — это борьба за влияние. Ранее курировавший российский ТЭК Сечин недоволен тем, что Алексей Миллер больше не отчитывается ему в своих расходах, и хочет исправить ситуацию.