"Деловой Петербург". Свободные рынки

Автор фото: Грин Евгений

Городские власти выделяют 14 площадок под строительство новых рынков. Компании, управляющие ими, добиваются права торговать алкоголем и закупать товары без посредников.

В ближайшие годы (срок программы не ограничен) в городе появятся 14 новых розничных рынков различного назначения, из них восемь сельскохозяйственных и шесть универсальных. Сейчас в городе действует 21 рынок, в том числе 18 сельскохозяйственных, два смешанного назначения и один вещевой. Как рассказали в комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка, который уполномочен утверждать план их развития, шесть первых территорий под рынки (в том числе по одной в Калининском и Фрунзенском, три в Приморском, один в Красносельском районе, где участки выделены целевым назначением) уже имеют свои проекты и инвесторов, которые проводят необходимые работы. По восьми территориям инвесторы пока не определены, отмечают в КРППР, но по пяти из них уже разрабатываются проекты планировки и межевания территорий.
Включение новых рынков в план осуществляется комитетом на основании предложений от юридических лиц, органов госвласти и граждан, рассказывают чиновники. Далее проводятся согласования с КГА и администрацией района (с последней — на предмет недостатка торговых площадей). Новые площадки под рынки (см. схему) сегодня находятся в разной степени готовности. Согласно схеме, также предусмотрено строительство двух рынков в Выборгском районе, по одному в Кронштадте, Колпино, Пушкине, Зеленогорске, Стрельне и Невском районе.

Всем хватает

Оборот розничного рынка в Петербурге за прошлый год составил 845 млрд рублей, отмечает "Петростат". По оценке экспертов УК "Финам Менеджмент", на городские продуктовые и универсальные рынки в этом объеме приходится около 10%. Таким образом, оборот городских рынков за 2012 год — около 84,5 млрд рублей. Согласно данным Росстата, за предыдущие 11–12 лет доля розничных рынков снизилась почти в 2,5 раза. Тем не менее, говорят аналитики, в среднем по РФ на долю рынков и ярмарок приходится около 10–12% товарооборота. И если в наиболее конкурентных товарных группах роль рынков как важного канала реализации постепенно снижается (там сейчас продается примерно 11% всех продуктов питания, 6–7% парфюмерии и бытовой химии, 13% стройматериалов, около 6% предметов домашнего обихода), то в отдельных категориях товаров их значение по–прежнему велико. На рынках, даже по данным официальной статистики, все еще реализуется почти половина всей обуви и одежды в стране.

От 2 тыс. м2

Новые рынки в Петербурге могут размещаться на территориях не менее 2 тыс. м2, конкретные площади земельных участков определяются комитетом по градостроительству и архитектуре, поясняют чиновники, замечая при этом, что деятельность рынков жестко регулируется федеральным законом. Главные отличия рынков от торговых комплексов: они должны располагаться только в капитальных зданиях, здесь нельзя торговать алкоголем, и рынки не могут самостоятельно закупать продукцию. Кроме того, здесь обязательно оборудуется санитарно–ветеринарная лаборатория. "Вряд ли рынки будут конкурировать с сетями, — резюмируют в КРППР, — но работать как универсальные магазины у дома они будут".
Cети не особо волнуются по поводу расширения городских рынков. "Мы не можем сказать, что рынки являются нашими прямыми конкурентами, — говорит руководитель по внешним коммуникациям ГК "О'Кей" Артем Глущенко. — Особого беспокойства они нам не доставляют. В крупных розничных сетях представлен практически весь спектр продуктов питания и непродовольственных товаров по доступным ценам, и не нужно забывать, что цены фиксированы и понятны. Стоит отметить, что и организованный ретейл увеличивает долю фермерской продукции".

Взгляд с рынка

Сами управляющие и владельцы рынков обеспокоены тем, что существующий закон о рынках тормозит их развитие. "Средняя заполняемость сельскохозяйственных рынков, — говорит Виктор Шеховцев, глава Ассоциации сельскохозяйственных рынков СПб и исполнительный директор ЗАО "Центр контроля качества товаров и услуг", который управляет двумя государственными рынками — Хасанским и Гражданским, — это только 60–70%. Мы сдаем торговые места в аренду, и этим наша деятельность ограничена. Мы могли бы приносить гораздо больше пользы обществу, если бы наши права были расширены".
Таким образом, рынки хотят составить конкуренцию городским овощебазам (их в городе три основные — Софийская, Калининская и Приморская) и начать также заниматься торгово–закупочной деятельностью: закупать продукцию у местных производителей и продавать ее. "Бабушка собрала мешок клюквы — она что, поедет сдавать его на Софийскую овощебазу?" — спрашивает Виктор Шеховцев. Так местные небольшие производители могли бы получить канал сбыта своей продукции, а рынки — расширить ассортимент и привлечь больше покупателей.
Рыночники поясняют, что возможность самим закупать продукцию и не быть зависимыми от сторонних перекупщиков позволит держать справедливые цены. "Так было всегда, пока работала потребкооперация, — добавляет Виктор Шеховцев, — и сейчас закон о ней есть, но он не работает".
Также рыночники хотят торговать алкоголем, мотивируя тем, что здания рынков капитальные ( это необходимое условие для торговли алкоголем) и продовольственная корзина без алкоголя "неполноценна". "Покупатель купит мясо и овощи, а за пивом он почему–то должен бежать в другой магазин", — говорит Виктор Шеховцев.
Это желание, впрочем, вызывает скептицизм у чиновников: владельцы рынков просят также льготный коэффициент по аренде, и чиновники отвечают им, что нужно определиться: или льготная аренда, или торговля алкоголем. Льготный коэффициент рыночники просят потому, что часть торговых мест предоставляется на льготной основе садоводам и пенсионерам.
Еще одна большая проблема для рынков — нулевая квота на работу иностранцев. "Жители южных республик торговали на рынках всегда, — говорит Виктор Шеховцев, — и привозили свою продукцию, а теперь это запрещено и торговые места пустуют".
По мнению Бориса Элькина, генерального директора Сытного рынка, такой формат торговли нужен хотя бы потому, что он формирует прослойку малого бизнеса. "По сути, это торговый бизнес–инкубатор: начинающий предприниматель может стартовать с небольшой суммой, попробовать, подходит ему торговля или нет. За 15 лет на моих глазах предприятия из одной точки на рынке вырастали в сеть", — объясняет он.
Власть заинтересовалась обращением представителей сообщества. "Мы изучаем предложения, — говорит Эльгиз Качаев, председатель КРППР, — особенно возможность осуществлять торгово–закупочную деятельность и допуск на рынки иностранных гражданам (по квотам). В дальнейшем обращение вполне может принять форму законодательной инициативы".
Для того чтобы рынки развивались, нужно менять федеральный закон. Сейчас все рынки по России работают как управляющие компании. Не могут осуществлять закупочную деятельность, например. Правила ужесточились после беспорядков в Кондопоге, когда ходили разговоры, что якобы всю торговлю взяли себе кавказцы. Но я считаю, что законы для рынков должны устанавливаться в регионах! Ситуация, допустим, в Краснодарском крае одна, у нас — совершенно иная. Интересно, что ограничения, наложенные на рынки, не распространяются на сетевые форматы. В итоге условия работы у нас разные.
Борис Элькин
генеральный директор Сытного рынка и основной акционер Московского рынка
Мы не рассматриваем рынки как конкурентов для магазинов формата у дома, у нас и ассортимент шире, да и культура и сам процесс совершения покупки совершенно иные. Кроме того, если говорить о сетевых магазинах, по большинству товаров цены ниже рыночных, это очевидно. Но рынки особо важны для некрупных производителей. Если говорить о близости рынков к магазинам нашей сети, то в операционной модели это учитывать все равно приходится — мы анализируем продажи категорий товаров, затем корректируем ассортимент.
Екатерина Куманина
директор по внешним связям ГК "ДИКСИ"