Городские власти выделяют 14 площадок под строительство новых рынков. Компании, управляющие ими, добиваются права торговать алкоголем и закупать товары без посредников.
В ближайшие годы (срок программы не ограничен) в городе появятся 14 новых розничных рынков различного назначения, из них восемь сельскохозяйственных и шесть универсальных. Сейчас в городе действует 21 рынок, в том числе 18 сельскохозяйственных, два смешанного назначения и один вещевой. Как рассказали в комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка, который уполномочен утверждать план их развития, шесть первых территорий под рынки (в том числе по одной в Калининском и Фрунзенском, три в Приморском, один в Красносельском районе, где участки выделены целевым назначением) уже имеют свои проекты и инвесторов, которые проводят необходимые работы. По восьми территориям инвесторы пока не определены, отмечают в КРППР, но по пяти из них уже разрабатываются проекты планировки и межевания территорий.
Включение новых рынков в план осуществляется комитетом на основании предложений от юридических лиц, органов госвласти и граждан, рассказывают чиновники. Далее проводятся согласования с КГА и администрацией района (с последней — на предмет недостатка торговых площадей). Новые площадки под рынки (см. схему) сегодня находятся в разной степени готовности. Согласно схеме, также предусмотрено строительство двух рынков в Выборгском районе, по одному в Кронштадте, Колпино, Пушкине, Зеленогорске, Стрельне и Невском районе.
Всем хватает
Оборот розничного рынка в Петербурге за прошлый год составил 845 млрд рублей, отмечает "Петростат". По оценке экспертов УК "Финам Менеджмент", на городские продуктовые и универсальные рынки в этом объеме приходится около 10%. Таким образом, оборот городских рынков за 2012 год — около 84,5 млрд рублей. Согласно данным Росстата, за предыдущие 11–12 лет доля розничных рынков снизилась почти в 2,5 раза. Тем не менее, говорят аналитики, в среднем по РФ на долю рынков и ярмарок приходится около 10–12% товарооборота. И если в наиболее конкурентных товарных группах роль рынков как важного канала реализации постепенно снижается (там сейчас продается примерно 11% всех продуктов питания, 6–7% парфюмерии и бытовой химии, 13% стройматериалов, около 6% предметов домашнего обихода), то в отдельных категориях товаров их значение по–прежнему велико. На рынках, даже по данным официальной статистики, все еще реализуется почти половина всей обуви и одежды в стране.
От 2 тыс. м2
Новые рынки в Петербурге могут размещаться на территориях не менее 2 тыс. м2, конкретные площади земельных участков определяются комитетом по градостроительству и архитектуре, поясняют чиновники, замечая при этом, что деятельность рынков жестко регулируется федеральным законом. Главные отличия рынков от торговых комплексов: они должны располагаться только в капитальных зданиях, здесь нельзя торговать алкоголем, и рынки не могут самостоятельно закупать продукцию. Кроме того, здесь обязательно оборудуется санитарно–ветеринарная лаборатория. "Вряд ли рынки будут конкурировать с сетями, — резюмируют в КРППР, — но работать как универсальные магазины у дома они будут".
Cети не особо волнуются по поводу расширения городских рынков. "Мы не можем сказать, что рынки являются нашими прямыми конкурентами, — говорит руководитель по внешним коммуникациям ГК "О'Кей" Артем Глущенко. — Особого беспокойства они нам не доставляют. В крупных розничных сетях представлен практически весь спектр продуктов питания и непродовольственных товаров по доступным ценам, и не нужно забывать, что цены фиксированы и понятны. Стоит отметить, что и организованный ретейл увеличивает долю фермерской продукции".
Взгляд с рынка
Сами управляющие и владельцы рынков обеспокоены тем, что существующий закон о рынках тормозит их развитие. "Средняя заполняемость сельскохозяйственных рынков, — говорит Виктор Шеховцев, глава Ассоциации сельскохозяйственных рынков СПб и исполнительный директор ЗАО "Центр контроля качества товаров и услуг", который управляет двумя государственными рынками — Хасанским и Гражданским, — это только 60–70%. Мы сдаем торговые места в аренду, и этим наша деятельность ограничена. Мы могли бы приносить гораздо больше пользы обществу, если бы наши права были расширены".
Таким образом, рынки хотят составить конкуренцию городским овощебазам (их в городе три основные — Софийская, Калининская и Приморская) и начать также заниматься торгово–закупочной деятельностью: закупать продукцию у местных производителей и продавать ее. "Бабушка собрала мешок клюквы — она что, поедет сдавать его на Софийскую овощебазу?" — спрашивает Виктор Шеховцев. Так местные небольшие производители могли бы получить канал сбыта своей продукции, а рынки — расширить ассортимент и привлечь больше покупателей.
Рыночники поясняют, что возможность самим закупать продукцию и не быть зависимыми от сторонних перекупщиков позволит держать справедливые цены. "Так было всегда, пока работала потребкооперация, — добавляет Виктор Шеховцев, — и сейчас закон о ней есть, но он не работает".
Также рыночники хотят торговать алкоголем, мотивируя тем, что здания рынков капитальные ( это необходимое условие для торговли алкоголем) и продовольственная корзина без алкоголя "неполноценна". "Покупатель купит мясо и овощи, а за пивом он почему–то должен бежать в другой магазин", — говорит Виктор Шеховцев.
Это желание, впрочем, вызывает скептицизм у чиновников: владельцы рынков просят также льготный коэффициент по аренде, и чиновники отвечают им, что нужно определиться: или льготная аренда, или торговля алкоголем. Льготный коэффициент рыночники просят потому, что часть торговых мест предоставляется на льготной основе садоводам и пенсионерам.
Еще одна большая проблема для рынков — нулевая квота на работу иностранцев. "Жители южных республик торговали на рынках всегда, — говорит Виктор Шеховцев, — и привозили свою продукцию, а теперь это запрещено и торговые места пустуют".
По мнению Бориса Элькина, генерального директора Сытного рынка, такой формат торговли нужен хотя бы потому, что он формирует прослойку малого бизнеса. "По сути, это торговый бизнес–инкубатор: начинающий предприниматель может стартовать с небольшой суммой, попробовать, подходит ему торговля или нет. За 15 лет на моих глазах предприятия из одной точки на рынке вырастали в сеть", — объясняет он.
Власть заинтересовалась обращением представителей сообщества. "Мы изучаем предложения, — говорит Эльгиз Качаев, председатель КРППР, — особенно возможность осуществлять торгово–закупочную деятельность и допуск на рынки иностранных гражданам (по квотам). В дальнейшем обращение вполне может принять форму законодательной инициативы".
“
Для того чтобы рынки развивались, нужно менять федеральный закон. Сейчас все рынки по России работают как управляющие компании. Не могут осуществлять закупочную деятельность, например. Правила ужесточились после беспорядков в Кондопоге, когда ходили разговоры, что якобы всю торговлю взяли себе кавказцы. Но я считаю, что законы для рынков должны устанавливаться в регионах! Ситуация, допустим, в Краснодарском крае одна, у нас — совершенно иная. Интересно, что ограничения, наложенные на рынки, не распространяются на сетевые форматы. В итоге условия работы у нас разные.
Борис Элькин
генеральный директор Сытного рынка и основной акционер Московского рынка
“
Мы не рассматриваем рынки как конкурентов для магазинов формата у дома, у нас и ассортимент шире, да и культура и сам процесс совершения покупки совершенно иные. Кроме того, если говорить о сетевых магазинах, по большинству товаров цены ниже рыночных, это очевидно. Но рынки особо важны для некрупных производителей. Если говорить о близости рынков к магазинам нашей сети, то в операционной модели это учитывать все равно приходится — мы анализируем продажи категорий товаров, затем корректируем ассортимент.
Екатерина Куманина
директор по внешним связям ГК "ДИКСИ"