Чиновники увеличили квоты для иностранных рабочих в Петербурге и Ленобласти. Так власти хотят легализовать хотя бы часть нелегальных мигрантов, считают эксперты. Но несмотря на увеличение, квот все равно не хватает строителям и транспортникам.
Минюст
согласовал приказ министра труда и
соцзащиты Максима Топилина об увеличении квот на выдачу в Петербурге и Ленобласти разрешений иностранцам на работу. Как следует из документа, в Петербурге допустимая доля иностранных работников увеличена на 1,1 тыс. человек до 156,5 тыс. работников.
В
Ленобласти
предел возможного количества иностранных тружеников увеличен до 68,3 тыс., то есть на четверть. Львиная доля петербургской квоты приходится на рабочих строительной отрасли (422 человека). В Ленобласти этот показатель составил 8,7 тыс. человек.
В мае правительство уже увеличивало квоты для Петербурга на 1,5 тыс. человек. При этом большая их часть, 547 иностранцев, пришлась на неквалифицированных рабочих всех возможных отраслей, из которых более 400 — строители. В Ленобласти весной 2013 года квоты не менялись.
В Петербурге и
Ленобласти
иностранцы больше всего работают на стройках, водителями маршруток и автобусов, дворниками и другими специалистами жилищно-коммунальной сферы. Представители строительной отрасли, ЖКХ и транспортной сферы начинание Минтруда одобряют, но серьезно его не воспринимают.
Инициатива чиновников представляет собой попытку формально легализовать хотя бы часть нелегальных мигрантов, считает президент Ассоциации СРО в сфере управления многоквартирными домами и бывший уполномоченный по правам человека в Петербурге Игорь Михайлов.
"Вряд ли мы на жилищно-коммунальном рынке увеличение квот каким-то образом на себе ощутим, потому что мигранты идут постоянным потоком. Говорить о том, что их интересуют наши квоты, смешно. У них другой менталитет, так что они едут к нам, независимо то того, какие у нас законы. Но больше всего интересно другое. Правительство говорит о приближающемся кризисе. Что будет делать армия мигрантов в России, когда он наступит и рынки начнут сокращаться? Кусок пирога в экономической отрасли уменьшается и начинается толкание плечами между диаспорами. Не зря говорят об этнической преступности", — сказал господин Михайлов.
В транспортной отрасли другая проблема. Некоторые крупные перевозчики говорят, что независимо от увеличения количества квот их все равно не хватает. В конце 2012 года, к примеру, их не хватило "Третьему парку", "Питеравто" и его дочерней фирме "Вест сервис". В том году эти компании исчерпали свои квоты к сентябрю, то есть за 8 месяцев. Аналогичная история на рынке наблюдается и в нынешнее время. "Третий парк" уже исчерпал свою квоту в этом году.
"Эта проблема уже второй год остается для нас непонятной и нерешенной. Мы просили 2 тыс. человек на год, а получили 1,7 тыс. "Извините, квота на регионы закончилась", — рассказывает первый заместитель гендиректора ОАО "Третий парк" Михаил Богданов. — Связано это с тем, что органы, которые надзирают над ФМС, дают ей указания выдавать разрешения всем желающим, а не только тем, кто принимал участие в формировании региональной квоты. Это означает, что если вы 10 лет работаете на рынке, а я вдруг решил создать бизнес, то мне негде брать квоту и я беру часть вашей, при этом вас об этом даже не уведомляют. В результате я заявку не подавал и людей получил, а вы заявку подавали, но людей не получили".
В "
Пассажиравтотрансе
" не стали комментировать решение чиновников, заявив, что на госпредприятии иностранных рабочих немного.
Совладелец
ЗАО "
Строительный трест
"
Беслан Берсиров рад решению Министерства труда, поскольку, по его словам, россияне идут на стройку крайне неохотно и поэтому иностранцы весьма востребованы. "Любые послабления, будь то увеличение квот, упрощения получения разрешения на работу, нам на руку. Как бы нас ни критиковали за то, что мы будто бы не хотим брать местных, проблема в другом. Мы и объявления даем и предлагаем. Их нет, они отказываются", — говорит он.