Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки

Забастовки в Финляндии поставили на кон судьбу авиакомпании Finnair
Автор фото: "Деловой Петербург"

Трудовые споры, охватившие за последние пару лет почти все сферы экономики Финляндии, застряли в авиационной сфере. Под ударом оказалась крупнейшая авиакомпания страны Finnair — национальная гордость финнов. "Деловой Петербург" разбирался, почему бастуют финны и как трудовые споры влияют на экономику и имидж страны.

К чему приводят забастовки в Финляндии

Финляндию, ранее особо не выделявшуюся на ниве профсоюзной борьбы среди остальных стран Европы, вот уже более двух лет сотрясают трудовые споры и забастовки.
Финны бастовали и раньше, но их нордический характер не ассоциировался со столь масштабными протестами: на забастовки 2023-2025 годов пошли десятки тысяч работников, а масштабы потерь для финской экономики, и без того дрейфующей в затяжной рецессии, оценили в сотни миллиардов евро.
Только 2-дневная забастовка начала февраля прошлого года, парализовавшая почти все сферы жизни Суоми (от детских садов, магазинов и общественного транспорта до портов с авиацией), по оценке Центрального союза деловой жизни Финляндии, привела к потерям ВВП в размере 360 млн евро — и это не говоря о репутационном ущербе для страны как надёжного места для привлечений инвестиций.
Исследование компании Verian, проведённое в прошлом году по заказу Конфедерации финской промышленности, показало: забастовки оказали негативное влияние на 46% субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), а особенно сильно ударили по торговле и промышленности.
Наибольший финансовый ущерб понесли небольшие промышленные компании, почти половина из которых заявила об убытках на суммы до 100 тыс. евро. Предприниматели называли и массу негативных последствий от забастовок — от недовольства клиентов и снижения прибыли до сбоев в цепочках поставок и рисков потери бизнеса.

Почему Финляндию накрыла масштабная серия забастовок

Почти каждый работающий гражданин Финляндии состоит в том или ином профсоюзе, а за небольшой вклад в кассу взаимопомощи (порядка 100 евро в год — аналог профсоюзного взноса) обеспечивает себе "профсоюзное пособие" на случай безработицы в дополнение к государственному. Финны бастуют из-за содержания коллективных трудовых договоров, фиксирующих не только индексацию зарплат, но и условия труда – от отпусков до норм рабочего времени.
Но у финской трудовой борьбы есть своя специфика, отмечают представители российских профсоюзов. Мощную профсоюзную "первичку" имеет одно из крупнейших химических производств в СЗФО — новгородское ПАО "Акрон", где указывают на особенности финского трудового законодательства.
"Когда сравнивают ситуацию в России и количество забастовок в Финляндии, то нужно понимать различия в трудовом праве. Да, у нас тоже право на забастовку предусмотрено и Конституцией, и Трудовым кодексом, но это право возникает как крайний шаг в ходе коллективного трудового спора", — сообщил в комментарии "ДП" председатель первичной профсоюзной организации ОАО "Акрон", депутат Новгородской областной думы Станислав Мельников.
Он подчеркнул, что в РФ "предусмотрены длительные примирительные процедуры, формальности в виде проведения общих собраний, формулирования и выдвижения требований, трудовой арбитраж и т. д.".
"И, на мой взгляд, ситуация на рынке труда у нас такова, что легче перейти к другому работодателю, чем бороться с нерадивым. В Финляндии же забастовка является одним из элементов коллективно-переговорного процесса. И в этом, кстати, их законодатель тоже видит злоупотребление правом со стороны работников, так как прошлом году был вынужден ограничить продолжительность забастовки до суток", — отметил эксперт.
Финский парламент в прошлом году одобрил закон, устанавливающий ограничения в 24 часа для политической забастовки, 2 недели максимум — для других мер (отказа от внеурочной работы, например), но бастовать в стране не прекратили.
Напротив, с начала этого года акцент сместился на отдельные производственные сферы и рынки: продовольственные магазины, пекарни, горнолыжные курорты, университеты. Впервые за 50 лет бастовала полиция — впрочем, только в западной части столичного региона Уусимаа.
И если в большинстве отраслей протесты всё же урегулировали, то в авиационной отрасли трудовой спор длится с прошлого года, причём касается и пилотов авиакомпании Finnair, и сотрудников наземного обслуживания воздушного транспорта. Это вызывает напряжение во всей отрасли, беспокойство среди пассажиров и дискуссии о будущем финского национального авиаперевозчика.

Чем грозят забастовки финской авиакомпании Finnair

Протесты в авиаотрасли Финляндии организуют два профсоюза — Финская ассоциация пилотов (Suomen Liikennelentäjäliitto ry, SLL) и Авиационный союз (Ilmailualan Unioni, IAU), объединяющий всех остальных работников авиации, включая специалистов наземных служб воздушного транспорта.
К началу июня совместные (и поочерёдные) забастовки SLL и IAU затронули в общей сложности около 260 тыс. клиентов Finnair, а с работодателем смогла договориться только Ассоциация пилотов.
Авиаторы "на земле" продолжают добиваться улучшения условий труда и индексации заплат и уже объявили о серии новых забастовок. По информации Finnair, из-за забастовок профсоюза пилотов SLL было отменено около 1,6 тыс. рейсов, а из-за акций профсоюза IAU — ещё почти тысяча, если забастовки пройдут и в июне.
Управление по вопросам конкуренции и защите прав потребителей Финляндии завалили жалобами на деятельность Finnair из-за постоянных отмен рейсов: только в мае их было около сотни (по сравнению с 600 за весь прошлый год).
Возврат средств за несостоявшиеся полёты задерживается, сроки обработки заявок на компенсации выросли до 30-40 дней, а особое раздражение финнов вызывает то, что отмены рейсов совпадают с каникулами или праздниками. Очередная забастовка намечена на 17 и 19 июня, в канун финского праздника Юхханус (Иванова дня), который в этом году отмечается 21 июня.

Какое будущее авиакомпании Finnair видят в Финляндии

Трёхлетний коллективный договор, на который согласился профсоюз пилотов 8 июня, стал обнадёживающей новостью для Finnair, испытывающей нарастающие трудности.
Условия работы авиаторов обсуждались с августа, а три десятка пилотов дальнемагистральных рейсов уже оставили без работы — в сентябре их отправляют в длительный неоплачиваемый отпуск в связи с сокращением объёма работ на австралийском рынке, где финский перевозчик выполнял полёты совместно с авиакомпаниями-партнёрами.
В конце апреля Finnair объявила, что в I квартале 2025 года забастовки пилотов "съели" её операционную прибыль на 22 млн евро. Новые забастовки приведут к потерям ещё на десятки миллионов.
Finnair прогнозирует прибыль в размере 100-200 млн евро в этом году, и результат может остаться положительным даже с учётом протестных остановок, "но совершенно очевидно, что авиакомпания, которая в основном принадлежит финнам, справилась бы лучше и генерировала бы поток дивидендов для государства, если бы забастовок не было", отмечает Helsingin Sanomat.
Газета не исключила, что финнам придётся попрощаться с национальной авиакомпанией, а государству, которому сейчас принадлежит 55,8% акций Finnair, следует серьёзно рассмотреть продажу перевозчика.

Насколько реальна продажа финской авиакомпании Finnair

Проблемы Finnair усугубляют не только забастовки. Преимуществом финского перевозчика были быстрые полёты из Европу в Азию через Россию, но короткий путь через воздушное пространство РФ закрылся с 2022 года.
"Вопрос в том, кто купит столь специфическую авиакомпанию: Финляндия находится географически в тупике и при закрытом воздушном пространстве России рассчитывать на транзитный трафик не может", — считает главный редактор портала об авиации Frequentflyers.ru Илья Шатилин.
Он отметил, что сама Финляндия "слишком мала по населению, экономике и неинтересна в качестве туристического направления", поэтому прямой пассажиропоток в Финляндию и из неё не настолько велик, чтобы содержать целую авиакомпанию.
"Остаются внутренние рейсы, прямо зависящие от государственных субсидий. Ради этих денег внешние инвестиции в авиакомпанию — сомнительная идея. При этом в ЕС не разрешается субсидировать авиаперевозки по маршрутам, которые занимают менее 3 часов на поезде, а Финляндия слишком маленькая и таких маршрутов внутри неё мало",— отметил эксперт в комментарии "ДП".
Финские СМИ отмечают, что публичной дискуссии о продаже Finnair в стране пока нет, так как для действующей власти это "равноценно политическому самоубийству".
Финны считают Finnair, которой уже больше 100 лет, своей национальной гордостью. Впрочем, телерадиокомпания Yle уже запустила опрос на тему, не устали ли граждане страны поддерживать отечественного авиаперевозчика.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.