"Деловой Петербург". Побаловать работников

Автор фото: Global Look Press

Так или иначе балуют своих работников почти 90% компаний в Петербурге, учитывая российские и западные, большие и малые. Именно столько работодателей, по оценке EMG Professionals, предлагают сегодня сотрудникам соцпакеты. В борьбе за лучшие кадры компании вынуждены расширять набор дополнительных благ. Но и этого работникам мало.

Набор компенсационного пакета последние годы в целом схож у многих компаний и достаточно стабилен. Речь идет о добровольном медицинском страховании (ДМС), оплате сотовой связи, частичной компенсации питания и транспортных расходов, корпоративном автомобиле и обучении.
Конкретный перечень социального пакета в компании во многом зависит от направления деятельности работодателя и самой работы сотрудника, уточняет Нина Мулева, территориальный директор по массовому подбору персонала Kelly Services. "Например, в сфере продаж чаще всего компенсируют затраты на мобильную связь и на проезд, на производстве — питание и возможность приобретения продукции компании по льготным ценам, а для офисных сотрудников все чаще предоставляют ДМС", — говорит Нина Мулева.

Баловни судьбы

Сегодня работодатели балуют дополнительными социальными благами все категории работников: и директоров, и рабочих. Но каждого по–разному. "Например, на топовых позициях часто встречается более широкий набор услуг по ДМС, автомобиль и повышенный или неограниченный лимит на сотовую связь, — перечисляет Наталья Белашова, директор департамента подбора персонала AVANTA Personnel. — Сотрудникам отдела продаж также зачастую предоставляют компенсацию за использование собственного автомобиля и повышенный лимит на сотовую связь".
По словам Натальи Плотниковой, руководителя отдела исследований рынка труда и кадрового консалтинга EMG Professionals, есть отличия и в оплате сверхурочной работы управленцев среднего звена, специалистов и рядовых сотрудников. Например, если менеджерам по ТК РФ компенсируют 56% переработки, а остальные 44% отдают возможностью взять дополнительные выходные, то рабочим по Трудовому кодексу компенсируют 75% сверхурочных, и только 25% приходится на дополнительный отдых.

Новинки меню

За последние год–два каких–либо значительных изменений в компенсационных пакетах не произошло, замечает Наталья Белашова. И с ней соглашаются многие опрошенные эксперты.
Хотя кое–какие подвижки все–таки есть. "Можно отметить, что в последнее время более развита релокационная политика в компаниях, — говорит Белашова. — Все чаще компании готовы рассматривать кандидатов из других городов и даже стран, в связи с чем обеспечивают будущим сотрудникам оплату расходов на переезд и предоставляют корпоративное жилье или компенсируют затраты на аренду".
В свою очередь Нина Мулева отмечает, что все чаще работодатели стали страховать (полностью или частично) родственников своих работников. "Некоторые работодатели разрабатывают различные компенсации под свои нужды, — приводит другой пример Нина Мулева. — Так, одна крупная западная компания открыла в своем офисе уютное кафе, в котором сотрудники могут не только питаться практически в любое время, но и приглашать на обед своих детей. Учитывая интенсивность и ненормированность работы сотрудников этой компании, подобная инициатива была воспринята всеми очень позитивно".
Среди других, пока нестандартных, благ для персонала эксперты назвали посещение салонов красоты, поездки в отпуск с семьями за счет работодателя и заниженный процент по ипотеке на квартиру.

Борьба пакетами

Многие эксперты говорят, что работодателей, обновляющих компенсационные пакеты, становится все больше. Правда, причины этого роста каждый видит по–своему. "Их ряды растут, поскольку кандидаты уже привыкли к определенным пакетам, поэтому минимальный вариант ожидают от любой компании", — считает Наталья Плотникова.
"Это напрямую связано с конкуренцией за персонал. Кандидаты все больше уделяют внимание не только уровню предлагаемой заработной платы, но и всем составляющим компенсационного пакета", — соглашается с коллегой Наталья Белашова.
Впрочем, есть специалисты, которые особого роста рядов не отмечают. "Я не считаю, что число работодателей, предлагающих какие–либо бонусы, растет, — говорит Наталья Завьялова, руководитель отделения Kelly Services. — Мне представляется, что то количество, какое было, осталось прежним. У некоторых компаний это традиция, которая была заведена ранее. У российских компаний в графе "условия труда" очень мало пунктов".
Косвенно коллегу из Kelly Services поддерживает Анатолий Лыткин, директор петербургского офиса компании Pedersen&Partners, работающей в сегменте прямого поиска по запросу работодателей (executive search). "Кандидаты сами более зрело оценивают сегодня ситуацию на рынке труда, их пожелания становятся более приземленными, — говорит он. — Иногда для пользы дела они отказываются от каких–то благ, например корпоративной машины. Хотя пока это скорее исключение, чем правило". По его словам, рынок труда сегодня становится другим, чем раньше, с иными правилами игры и ответственности сторон. "Не только деньги сейчас начинают играть свою роль, но и удовлетворение амбиций, эго, — поясняет Анатолий Лыткин. — Работодатели все больше начинают обращать внимание на способность кандидатов работать в команде, умение понимать и принимать корпоративную культуру. Просто блеск в глазах и драйв отходят на второй план. Нужен уже не дух, а профессионализм, а там и разговор уже другой".

Маловато будет

Сами работники ценят, как выяснили исследователи, не многое из того, чем их балуют. По мнению Натальи Завьяловой, главное для работников — чтобы компания была "белая", чтобы было ДМС, кормили на работе и довозили до работы и обратно.
"Для многих сотрудников уже привычной является ДМС, оплата сотовой связи и компенсация питания, — замечает Наталья Белашова. — А вот, например, 100%–ная оплата больничных, оплата (полная или частичная) занятий в фитнес–клубах, дополнительные дни к отпуску и возможность бесплатно заниматься английским языком могут считаться приятным дополнением к соцпакету".
Наталья Плотникова, ссылаясь на результаты исследования, добавляет, чего не хватает работникам, по их же собственным словам. Так, рядовые сотрудники хотели бы ДМС для членов семьи, возможность льготного кредитования и увеличения скидок на продукцию компании. Специалистам среднего звена не хватает для полной лояльности к компании все того же ДМС для членов семьи, подписки на профессиональные издания за счет работодателя и оплаты переработок. Представители топ–менеджмента говорят о желании получать опционы, иметь возможность пользоваться корпоративным детским садиком или даже школой для детей, а также о ДМС для членов семьи. О семейном ДМС говорят те, у кого нет таких полисов. В целом же именно топ–менеджеры — та категория сотрудников, которым в почти трети петербургских компаний полагается такой страховой медицинский полис.