"Деловой Петербург". Рецепты оживления

Автор фото: Свистунова Валентина

Темп роста российской экономики замедляется. Оживлять ее чиновники планируют с помощью длинных дешевых денег, в том числе привлекая в инвестиционные проекты пенсионные накопления граждан.

Торможение экономики в последний год приняло прямо–таки обвальный характер, что не может не тревожить российских чиновников. Замедление экономик или их стагнация происходят во всем мире, и было бы странным, если бы Россия осталась в стороне от этой тенденции. Однако мириться с этой проблемой властям не хочется, и поэтому они придумали целый набор мер для оживления экономики.

Без инвестиций тяжко

Как рассказал на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) Андрей Белоусов, на прошлой неделе министр экономического развития РФ, а ныне — помощник президента РФ, у всех, кто так или иначе соприкасается с деловой активностью, есть четкое ощущение того, что деловая активность в нашей стране затухает. Это подтверждают и цифры: в первом полугодии 2012 года темп роста ВВП был 4,5%. В I квартале — 4,8, во втором — 4,3. В январе–мае 2013 года темп роста ВВП упал до 1,8%. "То есть падение по сравнению с прошлым годом — около 2,7 процентных пункта, — констатировал министр. — При этом инвестиции в первом полугодии 2012 года выросли на 13%. В текущем году прирост нулевой. Если вспомнить, что доля инвестиций в экономическом росте примерно 1 / 5, то получим примерно те же самые 2,6 – 2,7 процентных пункта. Таким образом, основная причина замедления экономического роста в России — это торможение инвестиционной активности.

Инфраструктура впитает накопления

Среди активно обсуждаемых в последние месяцы мер по поддержке экономики — ослабление рубля, снижение процентных ставок по кредитам и направление части накоплений государства и граждан на инвестиции. На ПМЭФ идею ослабления рубля члены правительства и руководители Банка России в основном критиковали, а президент РФ Владимир Путин, выступая на пленарном заседании, и вовсе о ней не упомянул. Зато об инвестициях накоплений в инфраструктурные проекты глава государства рассказал подробно.
Во–первых, Владимир Путин пообещал направить 450 млрд рублей из Фонда национального благосостояния на реализацию трех крупных проектов: строительство вокруг столицы Центральной кольцевой автодороги, которая пройдет на расстоянии 30 – 70 км от Москвы, строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань и модернизацию Транссиба. Во–вторых, президент заявил о заинтересованности государства в привлечении частных инвесторов в эти и другие инфраструктурные проекты, например строительство железнодорожного моста через Амур, и поручил правительству сформировать конкретные механизмы реализации таких проектов. И в–третьих, глава государства упомянул о планах более активно вовлекать в инвестиционные проекты пенсионные накопления граждан. "Уже в ближайшее время будет создана система гарантирования пенсионных накоплений на основе Агентства по страхованию вкладов. Создав такую надежную систему гарантий, мы сможем снять ограничения, которые не позволяют сегодня инвестировать пенсионные накопления в долгосрочные проекты, — заявил он. — Также необходимо определить долю пенсионных средств, которые будут направлены на инвестиции в ценные бумаги самоокупаемых инфраструктурных проектов".

Большое значение малых ставок

Среди важных стимулов инвестиционной активности Путин упомянул и доступность банковских кредитов. Однако профессиональные экономисты, в том числе и среди чиновников, сомневаются в большом потенциале этой меры. Они указывают на то, что снижать ставки мешает высокая инфляция. Кроме того, экономические проблемы России носят структурный характер и требуют более серьезных реформ, нежели просто снижение ставок.
Так, Алексей Улюкаев , во время форума — первый зампредседателя Банка России, а сегодня — министр экономического развития, заявил, что снижение темпов экономического роста — это следствие объективных факторов, таких как исчерпание возможностей восстановительного роста в российской экономике в связи со стагнацией глобального спроса, которая продолжается несколько лет. Про то, что эффект посткризисного восстановления загрузки производственных мощностей закончился, говорила и Эльвира Набиуллина, новый председатель Банка России.
По мнению Владимира Мау , ректора Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ, фундаментальной задачей в текущем кризисе и при выходе из него является переход от экономики, основанной на стимулировании спроса, к экономике, основанной на стимулировании предложения. Первая предполагает повышение бюджетных расходов, вторая — низкие налоги и дешевые кредиты. "Для роста экономики, безусловно, нужны низкие процентные ставки, — уверен Мау. — Но их невозможно получить, приказав банкам снизить ставки по кредитам. Это можно сделать путем снижения ставки рефинансирования по мере снижения инфляции. И разумеется, снимая политические и иные риски, которые увеличивают требуемую банками маржу".
Большая доля госсектора в экономике — это не обязательно минус, если он ведет за собой промышленную политику гарантированного госзаказа. Инвестору нужна стабильность в долгосрочном масштабе. Например, от нас потребовали высокой степени локализации производства скоростных поездов "Ласточка" в России — на уровне 90%. Для этого нам было нужно, чтобы Российские железные дороги разместили у нас заказ на 1200 вагонов до 2020 года. Такой заказ мы получили, что дало возможность нам вместе с группой "Синара" инвестировать в создание нового производства по $200 млн.
Дитрих Меллер
президент, главный исполнительный директор Siemens по России и Центральной Азии
Разрешить пенсионным фондам вкладывать деньги в инфраструктурные проекты — это хорошая идея, для того НПФ и создаются. Но если речь идет о том, чтобы приказать им финансировать проекты, выбранные государством, — плохая. Если все это задумано для того, чтобы взять их деньги на рытье какой–нибудь новой ямы рядом с Московским вокзалом, то это вряд ли будет иметь смысл. Экономический кризис в Советском Союзе в начале 1990–х годов возник в том числе и потому, что накопления в конце 1980–х были пущены на разного рода неэффективные производственные проекты.
Владимир Мау
ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ