"Деловой Петербург". О новом художественном руководителе БДТ - Андрее Могучем

Автор фото: Евгений Асмолов

Как–то, согласитесь, и не ждешь от начальства разума. Если существует самое идиотское и вредоносное решение — принято будет именно оно. Но, оказалось, бывают исключения — сбой в работе этого закона случился в Министерстве культуры: художественным руководителем БДТ назначен Андрей Могучий.

Некогда великий, прославленный, легендарный и все такое Большой драматический театр с точки зрения искусства давно представляет собой мертвый организм, который забыли похоронить. Но именно потому, что он великий, охотников возглавить его было немало. Какие только фамилии, одна другой экзотичнее, не перетирали в последнее время — и до объявления Темура Чхеидзе о своей отставке с поста худрука, а тем более — после.
Значились в этом списке и откровенные жулики и шарлатаны, и профессионально состоятельные режиссеры. Однако — и это безошибочный критерий — в отношении любого из них получить БДТ стало бы честью и авансом. Единственный, для кого это кресло не выглядит лестным подарком, напротив, он сам имеет все шансы стать подарком для БДТ, — Андрей Могучий. Из всех рассматривавшихся кандидатур Могучий, безусловно, лучший, самый сильный режиссер. Не только по таланту и мастерству (что на самом деле единственно и должно иметь значение), но и по резюме: мало кто из коллег сравнится с ним в количестве всевозможных премий, наград и знаков признания, а это существенно, когда речь идет о культовом театре — тут уж никто из престарелых охранителей традиций не прошипит: мол, а кто это вообще такой?
Могучий (что, собственно, демонстрирует его предыдущий опыт — работы, за которые все эти награды получены) может поставить содержательный, изобретательный, а порой просто новаторский по форме, но притом живой спектакль. Такого спектакля (спектаклей) нынешней унылой афише БДТ не хватает катастрофически. Притом он может поставить его не только с командой единомышленников, как было в созданном им Формальном театре, но — сделать единомышленниками людей, всю жизнь исповедовавших совсем другие школу и эстетику. Идея Валерия Фокина пригласить в возглавляемый им Александринский театр Могучего оказалась поистине гениальной: скрещение современной, авангардной режиссуры с традицией сочного русского актерства дало поразительный результат. Могучий придал мастерам старейшей российской драматической труппы новое дыхание, более того, просто открыл их заново. Они же сообщили его опусам то, чего им прежде не всегда хватало: изощренная режиссерская партитура наполнилась человеческим дыханием, стала не только поражать глаз и щекотать ум, но волновать душу.
Именно такой режиссер нужен и звездам Большого драматического — перед ними никто давно не ставил задач, которые побудили бы их к поиску в себе еще не открытого. Если у Андрея это получится — получится и все остальное. БДТ в отличие от московского Театра им. Гоголя нельзя распустить и начать на его месте новое дело — слишком весомы бэкграунд, роль в истории культуры и т. д. Могучий просто обречен идти путем Товстоногова, который, придя в 1956–м в прозябавший БДТ, сначала добился зрительского успеха с той труппой, что была, а уж потом стал ее переформировывать. Победителей не подсиживают. А уж молодых актеров уговаривать не надо — многие с завистью глядели на то, как их сверстники–александринцы работают хотя бы в "Счастье" Могучего.
Уже сейчас ясно: публика Могучего соединится с публикой Алисы Фрейндлих и Олега Басилашвили —

перекрестная инвестиция. Впервые за много лет в будущее БДТ можно заглядывать не только без содрогания, но с надеждой.