Бизнес на музейных экспонатах

Автор фото: Ефимов Кирилл

Сын главы Эрмитажа Михаила Пиотровского Борис продвигает проект Smart Museum: специальное приложение для Android и iOS позволяет посетителям музея с помощью технологии QR–кодов получать информацию о любом экспонате выставки. Сын известного музейного работника написал для музеев и Минкультуры рекомендательное письмо, в котором рассказал чиновникам, что это очень хороший проект.

Чтобы получить доступ к тексту, видео, аудио или эксклюзивной фотографии экспоната, необходимо запустить приложение, подключиться к смарт–боксу и навести камеру телефона на QR–код рядом с экспонатом. При этом экспонат можно "оживить" с помощью 4D: например, послушать плеск волны на знаменитой картине Айвазовского.

Список прогрессивных

По словам разработчиков, музеи понимают пользу, которую может принести им этот сервис (возможность использования технологии дополненной реальности, привлечение новых посетителей, современный  формат общения с ними), поэтому проблем с подключением, как правило, нет.
Система Smart Museum уже работает в 12 музеях Петербурга, среди которых Шереметевский дворец, музей–квартира Римского–Корсакова, музей–квартира Шаляпина, квартира Бродского, Академия художеств, мемориальный музей "Разночинный Петербург" и Государственная капелла. Идут переговоры c музеями Финляндии и Эстонии.
Первые инвестиции ($20 тыс.) молодым людям удалось получить благодаря стартап–школе SumIT на базе ИТМО в марте 2012 года от инвестиционного фонда RSV Venture Partners, а в июне соучредители Smart Museum подписали на ПМЭФ соглашение о следующем раунде инвестиций объемом 4,5 млн рублей с петербургским Фондом предпосевных инвестиций.
Проект уже принес прибыль более 1 млн рублей, разработчики планируют окупить инвестиции в течение полугода.
Разработчики Smart Museum планируют заработать с помощью схемы freemium (информация об экспонатах первого зала, к примеру, доступна свободно, а во втором зале за доступ уже придется платить, при этом само приложение бесплатно). Возможна и другая модель: музей платит разработчикам абонентскую плату, тогда для посетителей контент становится бесплатным.

Именитый консультант

Система мультиязычна, и ее установка и использование обходится музею в несколько раз дешевле (около 8 тыс. рублей), чем покупка и обслуживание аудиогидов. Так, Эрмитаж имеет 700 описаний своих экспонатов на шести–восьми языках, аудиогид для иностранца стоит 350 рублей, но, чтобы воспользоваться устройством, необходимо оставить в залог 2 тыс. рублей наличными.
Молодые люди сейчас ведут переговоры с руководством Эрмитажа по поводу подключения системы. При этом соинвестором и консультантом по проекту выступает сын директора этого музея Михаила Пиотровского Борис. В его рекомендательном письме для музеев и Министерства культуры говорится, что предлагаемые Smart Museum схемы управления контентом удобны, малозатратны, а предполагаемый эффект очень высок.
Пока предприниматели ориентируются на Петербург — в городе около 200 музеев, при этом шесть самых крупных из них в 2011 году посетило 13 млн человек, а с 2013 года Smart Museum собирается выйти и на московский рынок.
"Внедрение новых технических средств — это всегда плюс для музеев, — говорит Нина Костенко, заведующая мемориальным музеем Римского–Корсакова. — Система позволяет привлечь новых посетителей, а также помогает им откликнуться на событие, инициированное музеем, в социальных сетях". Она добавляет, что в отличие от аудиогида изменять контент в системе Smart Museum очень легко.
Если в России QR–коды стали популярными полгода назад, то в Европе это произошло раньше. Однако в музеях они в основном не используются.
Так, известно, что The Museum of Modern Art в Нью–Йорке полтора года назад разработал собственную программу на основе QR–кодов, кроме того, QR–коды есть в основных туристических объектах Стамбула.