Из-за засухи и роста цен на корм молоко может подорожать на 10-15%

Автор фото: Асмолов Евгений
Россия. Санкт-Петербург. Открытие нового завода "Петмол" .

Рентабельность производителей и переработчиков молока упала до 0% - против 5–7% 2 годами ранее. Это связано с ростом себестоимости молока и роста цен на комбикорм. Бизнесмены ждут повышения отпускных цен. Лидеры рынка - в заведомо более выгодном положении, нежели независимые игроки.

Рост ради жизни
"Если сейчас не поднять цены на готовую молочную продукцию, то в отрасли будет коллапс", — считает коммерческий директор Пискаревского молочного завода Георгий Житмарев. Цена на комбикорма в России выросла на 60%. Это привело к увеличению себестоимости молочной продукции на 15%, рассказал председатель правления объединения "Союзмолоко" Андрей Даниленко.
С ним соглашается и председатель правления ГК "Галактика" (ТМ "Большая кружка") Игорь Дю, отмечая, что у него в компании себестоимость продукции выросла на 10%.
По словам Андрея Даниленко, производители сырого молока уже в прошлом году работали с нулевой рентабельностью, а в этом году работают в минус. Помимо роста цен на корма это вызвано падением закупочных цен на сырое молоко (с сентября по август 2012 года на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года) и высоким уровнем прогнозируемой продовольственной инфляции в текущем году — она может достигнуть 9–11%.
В концерне "Детскосельский" рассказали, что приближаются к нулевой рентабельности. "Сегодня у нас заводы покупают сырое молоко по 14,2 рубля за 1 л, а нам выгодно продавать по 17–20 рублей за 1 л", — рассказал директор по коммуникациям концерна "Детскосельский" Илья Косухин, подчеркнув, что повышать розничные цены необходимо. "Если еще года два назад наша рентабельность была около 5%, то к осени этого года она упала до 0%. Не повышая цены на продукцию, мы максимум протянем до весны следующего года", — говорит Георгий Житмарев. "Хотим мы этого или нет, но рост цен на готовую молочную продукцию неизбежен", — говорит Андрей Даниленко.
По словам Георгия Житмарева, за последние 2 года розничные цены не повышались вообще. "Необходимо повысить отпускные цены для розничных сетей как минимум на 10%, иначе производители будут работать в убыток", — резюмирует Андрей Даниленко.
Первые повышения
Мелкие молокопереработчики, чья продукция в основном реализуется через розничные сети, первыми повышать цены боятся и ждут, когда этот шаг сделают лидеры рынка — группа компаний "Danone–Юнимилк" и ОАО "Вимм–Билль–Данн Продукты Питания". "Если я заявлю сетям о повышении, они просто выкинут мою продукцию с полок и я обанкрочусь", — говорит один из областных молокопереработчиков.
Бурная переговорная кампания с сетями началась в начале октября. "Письма счастья" о повышении отпускных цен получили почти все крупные и небольшие региональные сети. По словам Андрея Даниленко, переговорная кампания с розницей идет полным ходом и сети сопротивляются повышению цен. На первом этапе производители уведомляют розничные сети о повышении отпускных цен на 3–5%.
"Конечно, рост цен должен быть поэтапный в течение 3–4 месяцев, а не одномоментный", — говорит Андрей Даниленко, отмечая, что тогда покупатели не почувствуют его так остро. Розничные сети подтвердили информацию о том, что поставщики намерены повысить цены на готовую молочную продукцию. В результате рост цен в магазинах покупатели могут заметить уже в октябре–ноябре.
"Производители действительно заявляют о повышении цен на молоко и молочную продукцию, объясняя это повышением цен на сырье, в среднем цены в магазинах повысятся на 5%", — сообщили DP представители сети "Лента". Ретейлеры соглашаются, что за последние 2 года действительно не было глобальных подорожаний молочной продукции. "Как мы ожидаем, молоко будет дорожать постепенно, в течение всего октября", — сообщили в "Ленте".
В пресс–службе Х5 Retail Group также сообщили, что поставщики обратились с просьбой о повышении цен на 3–5%. "Каждое предложение поставщиков о повышении цен на продукцию рассматривается отдельно. Если оно вызвано изменением рыночной конъюнктуры, тогда оно принимается и, соответственно, меняются и розничные цены", — сообщили в пресс–службе X5.
"Некоторые молочные компании присылают письма о вынужденном повышении цены, мотивируя это существенным подорожанием себестоимости продукции, затрат на материалы. Мы принимаем изменения, но не более 3–5%", — говорит руководитель отдела закупок сети Prisma Юлия Остапчук.
Чем крупнее, тем дешевле
Как показывает практика, чем крупнее игрок, тем легче ему противостоять конъюнктуре рынка. Прежде всего за счет того, что убыточность одних направлений может быть компенсирована доходами от других, а также нивелирована за счет наличия своей сырьевой базы.
Директор по развитию независимого ОАО "Маслосырзавод "Порховский" Александр Клочков отметил, что в сентябре компания подняла отпускные цены для сетей на 5%, однако надо повышать еще на 10%, чтобы отыграть рост затрат.
По словам собственника гатчинской сети "Как сыр в масле" Александра Свердлина, с 15 октября белорусский Полоцкий молочный завод был вынужден повысить цены на 4%, тогда как "Вимм–Билль–Данн" обошелся повышением на 1,8%.
"С 1 октября мы тоже были вынуждены повысить цены. Однако повышение было настолько незначительным, что не вызвало неприятия у розницы", — отметили в ГК "Danone–Юнимилк" в России.
Белорусская угроза
В Петербурге и Ленобласти основными игроками на рынке молокопереработки являются ГК "Danone–Юнимилк", "Вимм–Билль–Данн", ГК "Галактика", Пискаревский молочный завод. Конкуренция на рынке по­следние годы ужесточается в связи с укрупнением игроков федерального масштаба — "Юнимилк–Danone" и "Вимм–Билль–Данн".
Кроме того, серьезную конкуренцию составляет молочная продукция из Белоруссии. В итоге небольшие местные производители либо продаются своим конкурентам, как это случилось с ОАО "Кингисеппский молочный комбинат" (весной он продан компании "Юнимилк–Danone"), либо теряют позиции на рынке.
Так, в прошлом году в Ленобласти перестали работать Бокситогорский, Лодейнопольский, Карельский (Приозерский район) молочные заводы. Сосновский и Волосовский заводы, входившие в холдинг "Севзапмолоко", прекратили производство около 3 лет назад и до сих пор проходят процедуру банкротства. Если петербургские производители не смогут отстоять повышение цен и укрепить свои позиции на рынке (на их долю приходится 48% поставок в розницу), то они рискуют уступить их белорусским производителям и компаниям из более благополучных по сырью российских регионов.