Лояльность церкви к бизнесу как замена административному ресурсу

Автор фото: Евгений Асмолов
Россия, Санкт-Петербург, Кронштадт. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл освятил Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца. На освещении храма присутствовал Президент РФ Дмитрий Медведев с супругой. На снимке: губернатор Санкт-Петребурга Георгий Полтавченко.

Петербургский бизнес чувствует к себе повышенное внимание со стороны РПЦ. При этом представители духовенства говорят с предпринимателями, для которых лояльность церкви постепенно становится заменой административному ресурсу, на одном языке.

Православное духовенство все чаще и активнее идет на контакт с петербургскими предпринимателями. На встречах с ними представители Русской православной церкви не то чтобы открыто просят бизнес помогать церкви материально, но настоятельно подчеркивают, что у монастырей есть проблемы и предпринимателям по силам их решить.
Корреспондент "Делового Петербурга" побывал на недавней презентации, организованной для Санкт–Петербургского союза предпринимателей Иоанно–Богословским Макаровским мужским монастырем (находится в Саранске, Мордовия) в лице игумена Мелетия и иеромонаха Даниила. Молодые люди (на вид им было 30 лет с небольшим) быстро нашли общий язык с бизнесменами, бойко раздавали визитные карточки и демонстрировали презентацию с видами монастыря. Словом, вели себя как классические менеджеры по продажам. "Деловой Петербург" постарался разобраться в маркетинговой стратегии Русской православной церкви.
Не хлебом единым
"ОПОРа России" также провела недавно конференцию в храме Покрова Пресвятой Богородицы (угол пр. Косыгина и ул. Передовиков), посвященную укреплению нравственных принципов ведения предпринимательства.
"Мероприятия, на которых встречаются бизнес и представители церкви, "ОПОРА России" довольно часто проводит в столице, и в первый раз такая встреча в прошла в Петербурге, — говорит Андрей Горюнов, первый заместитель главы регионального отделения организации. — Почему мы это делаем? Церковь несет социальную функцию, и в рядах предпринимателей много православных. Почему бы и не пойти навстречу общим интересам? Никто никого не заставляет что–то жертвовать церкви, но если есть свободные деньги, то можно пустить их на благое дело".
Нам бы трактор!
За круглым столом в общественной приемной союза предпринимателей собралось не так много участников, как обычно, когда спикером выступает, например, председатель КУГИ или губернатор. На встречах с чиновниками владельцы бизнеса не стесняются в вопросах и часто ставят тех в трудное положение.
На этот раз все было достаточно благостно. В приемной собрались именно те, кто уже занимается или планирует заняться благотворительностью. Спикеры: игумен Мелетий и иеромонах Даниил — держались подчеркнуто скромно и пожертвований не спрашивали. Однако рассказали о нуждах монастыря общей площадью 70 га.
На прямой вопрос о том, что же монастырю необходимо более всего, они отвечали, что идет большая стройка и нужны стройматериалы.
"И еще нам бы трактор! — воскликнул иеромонах Даниил. — У нас столько земли и есть что на ней выращивать и кормить паломников — до тысячи в день".
Игумен Мелетий вспомнил купеческие гильдии, звания в которых присваивали российским предпринимателям в зависимости того, сколько полезного они сделали для государства, и отметил, обращаясь к бизнесменам, что "истинная награда ждет вас не здесь, а на небесах". Заявление было встречено с пониманием.
Потом представители монастыря поведали об истории обители и о духовнике старце Феофане, который является своего рода достопримечательностью — люди со всего мира приезжают спросить у него совета и получить молитвенное исцеление, чему, как рассказывают в монастыре, есть множество примеров.
Маркетинг
Кроме презентаций и конференций представители церкви используют также продвижение в Интернете, форумы, группы "Вконтакте".
"Духовный продукт" — самый сложный из продуктов, и от его корректного продвижения зависит, станет он ядром духовного развития людей или жупелом, — говорит маркетолог Виктор Тамберг. — Безусловно, РПЦ как организация, существующая в реальном мире, должна идти в ногу со временем, иначе это будет морально устаревший продукт".
До недавнего времени РПЦ вела себя как слон в посудной лавке, говорят специалисты по маркетингу, — как огромная корпорация, не контролирующая последствия своих шагов. Сейчас инициативы церкви выглядят подобно действиям компании, которая только начала задумываться о маркетинге и целенаправленной работе со своими "потребителями". И определенно, это только начало пути.
Конъюнктура
Ни для кого не секрет, что Георгий Полтавченко — человек глубоко верующий и воцерковленный. Губернатор и сам, как рассказал президент Санкт–Петербургского союза предпринимателей Роман Пастухов, планировал быть на встрече и представить монастырь, прихожанином которого он считается, но выехал в командировку в Вологду.
Одной из достопримечательностей для паломников из Петербурга в Макаровском монастыре Саранска стала небольшая церковь Иконы Афонской Божией матери, на которой красуется скромная табличка, что она построена при помощи Георгия Полтавченко. Церкви в монастырях обычно ставят в благодарность после "получения исцеления или духовного укрепления".
В городе многим известно, что вице–губернатор, начальник канцелярии губернатора Игорь Дивинский — исполнительный директор и председатель правления Русского Афонского общества, председателем попечительского совета которого является Георгий Полтавченко. Общество занимается укреплением и развитием связей с монашеской общиной горы Афон в Греции.
20 октября 2011 года в аэропорту Пулково делегацию афонских монахов, которые привезли в Россию пояс Богородицы, лично встречали тогдашний премьер России Владимир Путин, вице–премьер Дмитрий Козак и губернатор Петербурга. Почтить реликвию в Петербурге, Москве и других городах России пришли более 3 млн верующих.
Благословенный тренд
Предприниматели все активнее присоединяются к тренду. "Деловой Петербург" писал о том, что связанный с РПЦ банк "Пересвет" теперь управляет временно свободными средствами аэропорта Пулково в количестве более 2 млрд рублей.
"Не считаю, что предприниматели по большей части примыкают к церкви из каких–то корыстных целей, — говорит Андрей Горюнов. — Когда бизнес рушится, когда предприниматель мучается от стресса — куда ему пойти, если не к Богу?"
Другого мнения придерживается Игорь Каменев, генеральный директор МК "Народная медицина". По его словам, всем известно, что Георгий Полтавченко уделяет много внимания вопросам православия. Не исключено, что многие из окружающих его чиновников общаются с церковью и жертвуют деньги просто за компанию и для того, чтобы продемонстрировать приверженность градоначальнику, говорит предприниматель.
То же самое можно сказать и о бизнесе, продолжает он. "К сожалению, принадлежность к православной церкви сейчас стала модой, своего рода это клуб. Не все, но некоторые предприниматели примыкают к церкви и оказывают помощь лишь для того, чтобы не выбиваться из общего потока", — утверждает Игорь Каменев.
С ним согласен генеральный директор компании "Виталфарм" Вячеслав Андросов. Сейчас для предпринимателей приверженность церкви сродни вступлению в партию — с очевидными для этого выгодами, считает он.
"К подобному сращиванию отношусь с иронией: сегодня одна мода, завтра другая. Желания иметь какие–то отношения с РПЦ у меня совершенно нет. Я скорее протестант", — убежден Вячеслав Андросов. По его словам, по этой причине оказывать какую–то поддержку православной церкви он не собирается и тратит деньги на благотворительность по–другому — компания поддерживает медицинские учреждения и детский дом в Ленобласти.
Коды и корни
Укрепление связи между бизнесом и православной церковью закономерно, считает консультант по брендменеджменту Владимир Домнин, преподаватель СПбГУ. По его словам, он видит в этом возвращение к корням и исконно русским кодам: купцы всегда поддерживали церковь, эта традиция глубока.
Кроме того, в результате в выигрыше остаются все: церковь получает финансовую поддержку, а бизнес — возможность подать сигнал своим целевым аудиториям, что у него, в отличие от конкурентов, есть ценности поважнее денег.
"Интересно, что инициатива всего этого процесса исходит от церкви. Хотя еще как на это посмотреть: на фоне экспансии других религиозных идеологий, может быть, это и оправданно", — заключил Владимир Домнин.