Депутаты Госдумы предлагают ужесточить санкции за вождение в нетрезвом виде

Автор фото: Кульгун Андрей
ДТП на Б.Сампсониевском .Жигули на пешеходном переходе врезались в столб.

Депутаты Госдумы намерены ужесточить санкции за вождение в нетрезвом виде. Предлагается сразу лишать прав, а если в ДТП есть жертвы – осуждать на срок вплоть до пожизненного. Вместо того, чтобы бороться за соблюдение тех законов, что уже есть, депутаты вкладывают душу в популистские инициативы.

Госдума вернулась к обсуждению темы штрафов за езду в нетрезвом виде после резонансного субботнего ДТП в Москве, в результате которого погибли семь человек.
Водитель автомобиля рассказал, что до того, как сесть за руль, он пил в течение 2 дней. А в ГИБДД сообщили, что до этого случая этот гражданин 5 раз привлекался к административной ответственности за дорожные нарушения.
Депутаты Госдумы предложили резко ужесточить санкции за вождение в нетрезвом виде. Внести законопроект в Госдуму планируют уже на этой неделе.
Законопроект предполагает, что за езду в нетрезвом виде гражданина будут пожизненно лишать прав, а также накладывать штраф в размере до 100 тыс. рублей. Если же он в нетрезвом виде попадет в ДТП с жертвами, то наказанием будет лишение свободы в диапазоне от 15 лет до пожизненного.
По вине пьяных водителей в России гибнет больше людей, чем от рук террористов, как подсчитали депутаты-единороссы. В 2011 году из-за нетрезвых автолюбителей погибли более 2000 человек, в результате терактов – 57 человек.
Сейчас за вождение в нетрезвом виде диапазон наказаний – от лишения прав до 7 лет лишения свободы (если пострадавший погиб). "Это слишком мягкие санкции", - полагают депутаты.
Их поддержал и премьер-министр Дмитрий Медведев. "Следует подумать о том, чтобы делать более жесткой уголовную ответственность за такие преступления", - сказал он на одном из заседаний в понедельник.
Некоторые депутаты и эксперты считают, что пожизненное наказание – это все-таки чересчур. В частности, об этом сказал депутат Вячеслав Лысаков. По его мнению, нужно поднять максимальный срок наказания до 15 лет. Президент Федерации автовладельцев России Сергей Канаев тоже считает, что подходить к проблеме надо более взвешенно.
"Другие настаивают на крайних мерах. За неоднократное управление автомобилем в нетрезвом виде гражданина должны осуждать на пожизненное заключение", - считает глава фракции "Единая Россия" Андрей Воробьев. Также он сказал о необходимости увеличить штрафы для тех, кто пойман в нетрезвом виде впервые (с 5 тыс. до 100 тыс. рублей).
Удивляться бескомпромиссности "Единой России" не приходится, после каждой резонансной трагедии депутаты выступают с требованием ввести чуть ли не смертную казнь за то нарушение, из-за которого произошло данная трагедия. Тон и стиль заявлений во всех случаях удивительно похожи.
Такая политика описывается терминами "пиар" и "популизм" - когда представители власти, зная, что реакция общества на событие негативна, бегут впереди всех с самыми громкими осуждениями, напрашиваясь тем самым на всеобщую симпатию.
В то время как роль депутатов состоит совсем в другом. Не в том, чтобы раз за разом придумывать громкие, популярные законодательные инициативы. А в том, чтобы проверять, работают ли те законы, которые есть. И если не работают, то почему.
Некоторое время назад для российских водителей ввели "сухой закон". Автолюбители в ужасе пересказывают истории о лишенных прав за употребление кефира. Никакого смысла в этой инициативе не было. А "нетрезвых" ДТП стало только больше. Сейчас речь идет об отмене этой меры. Но решения пока нет.
Ни для кого не секрет, что в этой сфере, как и во многих других, жесткость российских законов компенсируется необязательностью их выполнения (можно решить вопрос с помощью акта коррупции).
Другая проблема состоит в избирательном применении закона. Если за такие же нарушения не штрафуют чиновников или депутатов, то простые граждане (или, например, сотрудники ГИБДД) и сами будут рассчитывать, что их наказание не коснется. Ведь случаи-то бывали.
Другими словами, никакого закона в России на этот счет нет – такого закона, который бы действовал, как закон природы, "невзирая на лица". Есть лишь набор ситуаций и возможностей. Мир состоит из отдельных событий, закономерностей в нем нет. А там уж как повезет. Нарушения ПДД в таком контексте не удивляют.
О борьбе депутатов с этими явлениями решительно ничего не слышно.  
"Ужесточение закона назрело", - говорит активист движения "ТИГР" Дмитрий Шпейтельшпахер. Но тогда нужна дифференцированная шкала наказаний и отмена "сухого закона". Чтобы серьезно наказывали только тех, кто сел за руль действительно пьяным.  
"Но главный аспект – отсутствие неотвратимости наказания и отсутствие профилактики", - говорит эксперт. Отчасти дело в коррупции в системе ГИБДД. Но некоторые идеи все-таки есть. Например, как это делают в некоторых европейских странах, разрешить однажды пойманному на нетрезвой езде садиться за руль только автомобиля с алкозамком (который не даст автомобилю тронуться с места, если водитель нетрезв). Есть и другие предложения.
Эти идеи обсуждались в экспертном сообществе и предлагались Госдуме. Но депутаты не спешат их обсуждать. Некоторые полагают – потому, что не понимают. Некоторые – что понимают очень хорошо, но хотят не улучшать систему, а консервировать ее так, чтобы каждый мог заниматься своим делом: сотрудники ГИБДД – ловить нарушителей, депутаты Госдумы – избираться в новый состав парламента.
"Если новый закон будет принят, а уровень соблюдения законов останется прежним, то эффект будет только один, - говорят эксперты. - Вырастет размер взятки".
Есть, конечно, и другой аспект вопроса. Но он законами регламентируется очень слабо. Водитель, по чьей вине погибли семь человек, по его собственному признанию, пил 2 дня подряд. А потом сел за руль и поехал.