"Северо–Западная пригородная пассажирская компания" собирается ограничить пассажирские перевозки в ряде регионов Северо–Запада из–за высоких убытков.
В разгар дачного сезона  ОАО "РЖД" решило поставить губернаторов Северо-Запада перед непростым выбором — увеличить отчисления в бюджет перевозчика–монополиста или оставить жителей без электричек.
Специально созданные дочерние компании для организации безубыточной перевозки пассажиров по пригородным маршрутам приносят убытки из–за того, что региональные власти не компенсируют перевозчикам "выпадающие доходы". Чистый убыток ОАО "Северо–Западная пригородная пассажирская компания" (СЗППК) к концу 2012 года может достичь 800 млн рублей, сообщил "ДП" начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом РЖД Максим Шнейдер.
"По итогам первого полугодия этого года чистый убыток составил 400 млн рублей", — добавляет генеральный директор СЗППК Андрей Гордиенков. По его словам, из–за высоких убытков компания готовится ограничить пассажирские перевозки в ряде регионов Северо–Запада.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Выездное заседание Городского штаба по благоустройству по вопросу содержания городских территорий, прилегающих к полосе отвода Октябрьской железной дороги.
Поясним, СЗППК учреждена в 2006 году правительством Петербурга (26% акций) и ОАО "РЖД" (74%) с целью организации безубыточных пригородных пассажирских перевозок. Маршрутная сеть СЗППК охватывает территории Санкт–Петербурга, Ленинградской, Псковской, Новгородской областей, а также Республики Карелии.
По закону региональные власти заказывают СЗППК перевозки, оговаривая маршруты и количество подвижного состава по каждому направлению. Тарифы на перевозки также устанавливают региональные власти. Как правило, цена, которую платит пассажир, ниже экономически обоснованного уровня, то есть не позволяет перевозчику покрыть все расходы. Разница между реальной ценой поездки и экономически обоснованной перевозчиком стоимостью (так называемые выпадающие доходы) должна покрываться из регионального бюджета.
У СЗППК нет финансовых претензий пока только к Петербургу — здесь компания получает прибыль. А власти остальных регионов не удовлетворяют денежные запросы перевозчика. И это обстоятельство вынуждает его идти на крайние меры — сокращать количество электричек.
"В течение 10 дней мы направим главам регионов — Новгородской, Псковской областей и Республики Карелии предупреждения об отмене поездов", — заявил Андрей Гордиенков. Он не уточнил масштабов сокращений пригородных поездов в этих регионах, отметив лишь, что либо поезда пойдут через день, либо там, где ходят, допустим, четыре пары поездов, останется одна или две.
В Ленобласти перевозчик месяц назад незначительно повысил стоимость проезда, чтобы покрыть убытки. В результате сложилась любопытная ситуация — уехать на электричке из Петербурга в область стоит дешевле, чем вернуться назад. Дело в том, что городская администрация установила более низкий тариф на проезд, чем областная. Тариф в Петербурге — 32 рубля за первые 20 км пути и 1,6 рубля за каждый последующий, а в Ленобласти — 33,04 рубля за первые 14 км и за последующие — 2,36 рубля.
В начале года СЗППК уравняла тарифы и возила всех по низким петербургским тарифам. Однако когда перевозчик предложил областным властям компенсировать разницу из бюджета, то получил отказ. В региональном бюджете не предусмотрены такие расходы. Официальная позиция Ленобласти — тариф утвержден без необходимости выделения субсидий из областного бюджета и с учетом затрат компании–перевозчика на инфраструктуру.