Городская туристическая инфраструктура не справляется с растущим потоком гостей

Автор фото: Евгений Асмолов

Городская туристическая инфраструктура не справляется с растущим потоком гостей. Решением этой проблемы занялись городские и федеральные чиновники.

  По данным городского правительства, в 2011 г. Петербург посетило около 5,5 млн туристов, что на 8% больше, чем в 2010 г. Годовой объем петербургского рынка въездного туризма оценивается примерно в 1 млрд евро.
  Тем не менее представители отрасли обеспокоены ситуацией, когда проблемы туристического рынка не решаются годами и мешают Петербургу стать в один ряд с такими мировыми туристическими центрами, как Париж, Рим и Лондон. Ближайшее заседание Общественного совета по развитию малого и среднего бизнеса при губернаторе 27 июля также будет посвящено этим проблемам. Общественный совет открыл предварительное обсуждение темы на своем сайте.
  Участники рынка обсуждают несколько вопросов: отсутствие парковок для туристических автобусов, неудобное расписание работы музеев (зачастую до 17:00), неопределенное положение гидов–переводчиков как субъектов рынка туристических услуг, отсутствие инфраструктуры и даже пресловутую туалетную проблему — она, оказывается, никуда из Петербурга не ушла: в ГМЗ "Петергоф" на 90 тургрупп в день положено всего пять кабинок в женском туалете.
  С обсуждением согласны и представители крупного бизнеса, работающие на прием туристов. "Нам мешает развиваться то, что старый пассажирский терминал "Морской вокзал" уже не отвечает запросам клиентов, не вмещает в себя всех желающих, а в новый — "Морской фасад" паромы компании не пускают", — комментирует Игорь Глухов, президент компании St. Peter Line (паромный перевозчик, обслуживает две линии, соединяющие Северную столицу с Хельсинки, Стокгольмом и Таллином). По его мнению, для иностранных туристов в целом условия нормальные, хотя в городе отсутствует инфраструктура и есть огромные пробки. Кроме того, сдерживающий фактор — это аэропорт, который пока "позор для города", потому что не справляется с потоками пассажиров, хотя его и ремонтируют.
  ЗАО "Арктур Трэвел" занимается въездным круизным морским туризмом, круизные пассажиры находятся в Петербурге 1–2 дня, поэтому самая острая проблема для них — невозможность быстро передвигаться по городу, комментирует Елена Мальченок, генеральный директор компании. Имея всего день, туристы хотят посмотреть как можно больше достопримечательностей, а вместо этого часами простаивают в пробках. Она также обращает внимание на другие проблемы: отсутствие выделенных полос для туристических автобусов, специальных парковок для них, а также на большое количество воров–карманников. Все это портит имидж города и мешает развитию въездного туризма, подытоживает Елена Мальченок.
  Несколько лет назад Управление по туризму, которое многие годы возглавляет Марианна Орджоникидзе, входило в состав комитета по внешним связям, затем было передано в комитет по инвестициям и стратегическим проектам, который скоро должны расформировать, и с 2013 года туризм передадут в комитет по культуре под управление Дмитрия Месхиева. Известный кинорежиссер и продюсер, а теперь крупный чиновник готов развивать в Петербурге в том числе туризм событийный, который, возможно, отчасти разгрузит музеи и перераспределит турпотоки во времени.
Продлевать время работы Петергофа невозможно из-за фонтанов, которые могут работать только 8 часов в день - это время накопления прудов. Проблема с туалетами действительно существует, и связана она с тем, что для установки туалета нужно копать землю в парке, который является памятником. Разрешение на это очень долго выдает инспекция по охране памятников, однако мы добились этого, и в 2013 году появится большой современный туалет возле Шахматной горы. Любые изменения в работе парков неминуемо сталкиваются с проблемой сохранения памятников, и мы всегда ищем компромисс.
Елена Кальницкая
гендиректор ГМЗ "Петергоф"
Барьеров в развитии мини-отелей никаких нет. Никто их не проверяет, все в порядке. Есть общие проблемы в развитии туризма в Петербурге. Причина - отсутствие эффективного руководства в управлении туризмом, для властей города это не приоритетное направление, это очень чувствуется. Нет бюджетных авиалиний, в результате в Петербург туристы, если не считать паромных, приезжают в основном на поездах из Москвы. Кроме того, над имиджем города никто не работает. Вот я приехал, меня встретил какой-то гопник-таксист. Нахамил. Ничего страшного, но "осадочек остался". Гостям нашего города он запомнится надолго.
Сергей Морев
генеральный директор ООО "Петербургские отели"
  Большим подспорьем для развития отрасли стало назначение Сергея Корнеева, вице–президента Российского союза туриндустрии и главы Северо-Западного регионального отделения, руководителем департамента туризма в Министерстве культуры РФ. "Положительный опыт Петербурга будет тиражирован по всей России, - сообщил Сергей Корнеев "ДП", - и я не склонен драматизировать ситуацию. Сделано для создания настоящей туристской инфраструктуры много: это и инфоцентр, и карта гостя, и таблички на английском в метро, и колл-центр, но многое еще предстоит сделать: те же парковки - их невозможно создать простым распоряжением правительства, в городе ничего нельзя сносить!"
  Сергей Корнеев отметил, что в новой должности он прежде всего займется тиражированием положительного петербургского опыта по всей России, а конкретно для Петербурга обещал лоббировать внедрение 72–часового безвизового пребывания в городе не только для паромных туристов, но и для авиапассажиров Пулково. На вопрос о ситуации с мини–отелями, которых в городе более 800 и они вынуждены работать вне правового поля, так как по закону не считаются средством размещения, Сергей Корнеев ответил, что будет работать над изменением системы классификации отелей и все поправки в законы внесут к 2015 году.
  Кроме того, новый федеральный чиновник считает, что Петербургу необходимо стремиться к увеличению срока пребывания туриста в городе до 10 дней и больше ориентироваться на внутренний туризм, который по прибыльности давно догнал иностранный. "И не секрет, что иностранные, те же европейские туристы, — говорит Сергей Корнеев, - испытывают сейчас финансовые трудности и уже не приносят отрасли ожидаемого дохода. Поэтому надо идти по американскому пути и развивать внутренний туризм!"
  "Ничто не мешает развитию туризма в Петербурге. Париж, Рим, Лондон — великие города, которые намного старше нашего города и намного больше по площади и по своим туристическим возможностям, — говорит Василий Кичеджи, вице–губернатор Петербурга. — Эти города имеют огромные бюджеты, направленные на развитие туризма, и большой опыт по приему туристов. В Петербурге рост туризма составляет 10–15% в год, и это совсем неплохо. Вся экономика должна иметь такой же рост, чтобы туризм мог развиваться. Для привлечения туристов в город здесь должно происходить больше интересных событий".