Рынок автокредитования восстановился после завершения программы господдержки

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

В 2011 году в России было выдано более 263 тыс. кредитов с субсидированными процентными ставками, что обеспечило банкам около 30% от общего объема автокредитов.

Сворачивание в 2012 году программы, которая оказывала существенное подспорье банкам, не могло не повлиять на ситуацию на рынке. "В марках GM и Hyundai, где действие программы государственного субсидирования имело наибольшее распространение, с I квартала 2012 года мы ощутили снижение доли выдаваемых автокредитов к общему числу продаваемых автомобилей в среднем на 5%. С начала II квартала кредитная доля восстановилась на уровне 2011 года в основном за счет действия специальных программ кредитования и своевременно предпринятых нами маркетинговых действий", - говорит Алексей Юрченко, директор по розничному кредитованию автохолдинга "РРТ".
Рост авторынка в последние годы настолько стремителен, что опасаться за свои кредитные портфели банкам не стоит. "Они гарантированно будут расти и в этом году - объем продаж растет на 13-15% в месяц, рост был даже в январе-феврале, в традиционно низкий сезон. Львиная доля этих продаж должна быть обеспечена автокредитами, повышение минимально возможных ставок не привело к спаду на рынке автокредитования", - отмечает директор по розничному бизнесу Северо-Западного филиала ОАО "АКБ "Росбанк" Алексей Главатских. По его словам, большинство крупнейших банков наращивают портфели автокредитов на 1-2% ежемесячно.
Не наблюдают снижения спроса по автокредитам в ЮниКредит Банке. "Отмена программы отразится на спросе на авто­кредиты в сегменте бюджетных автомобилей, на многие марки машин в других ценовых сегментах действуют специальные совместные программы банков и автопроизводителей, которые предлагают ценовые условия, не менее привлекательные для клиентов", - указывает Андрей Коченков, начальник управления развития автокредитования ЮниКредит Банка.
Одной из тенденций 2012 года является усиление конкуренции со стороны кэптивных банков автопроизводителей, которые активно обозначили свое присутствие на российском рынке, а также более жесткая конкуренция между банками. Росбанк запустил в марте программу со сниженными процентными ставками для кредитов сроком на 1 год. Ставки составили 7,5-10,5% годовых в рублях, что сопоставимо с действовавшей ранее государственной программой. За счет этого уже за первый месяц удалось увеличить портфель автокредитов в целом по Росбанку на 1,7% - до 67,8 млрд рублей. Зоной наиболее активного роста здесь является премиум-сегмент - доля автокредитов на премиальные бренды составила 20% от общего объема продаж. "Сегодня банки сохраняют конкурентное преимущество в первую очередь за счет совместных программ с автопроизводителями и усиления сотрудничества с крупными региональными автохолдингами, что позволяет сделать кредитное предложение на автомобиль для клиента более интересным", - говорит Андрей Коченков.
Эксперт отмечает, что теперь банки редко предлагают только автокредит - идет предложение сразу комплекса финансовых услуг для клиента в одном месте: автокредит, кредитная или дебетовая карта, программы финансовой защиты и страхования автомобиля, различные услуги по предотвращению поломок на дорогах и т.п.
Кроме того, банки упрощают условия получения автокредита: вернулись экспресс-кредиты, не требующие подтверждения трудовой деятельности и доходов.