Четвертая волна российского бизнеса

Автор фото: Global Look Press

Эксперты ожидают в ближайшие годы качественного скачка в сфере предпринимательства. Об этом пойдет речь и на Петербургском международном экономическом форуме в рамках панельной дискуссии "Рост предпринимательской активности в странах БРИКС и формирование нового облика предпринимательства".

В России один из самых низких уровней раннего предпринимательства в мире - всего 4,3%, говорят составители отчета "Глобальный мониторинг предпринимательства" за 2011 год. Но если количественные показатели разочаровывают, то качественные вселяют надежду. Например, тот факт, что среди российских предпринимателей много так называемых добровольных предпринимателей, нацеленных на самореализацию (42% против 27% "вынужденных" предпринимателей). Или что среди них немало предпринимателей, нацеленных на рост и инновационное развитие.
В Петербурге сосуществует бизнес трех волн предпринимательства: бизнес, рожденный в постсоветские 1990-е годы, бизнес начала 2000-х годов, а также целая плеяда предприятий сферы услуг (рестораны, клубы, фитнес-центры и проч.), особо бурное развитие которых пришлось на середину нулевых. Перечень трудностей в работе современного малого и среднего бизнеса практически не меняется год от года. "Мне трудно выделить те приоритетные проблемы, которые в равной степени волнуют девелопера и владельца магазина, директора турфирмы или агрофермы. Но мучают меня смутные подозрения, что все же есть у них много общего - уязвимость перед лицом чиновничьего произвола (от налоговой и пожарной до общих перемен "правил игры" сообразно нраву нового столоначальника), отсутствие надежды на защиту в суде, труднодоступность кредитов для пополнения оборотных средств", - полагает Алексей Шаскольский, заместитель руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства.
Однако некоторые бизнесмены склонны все вышеперечисленные проблемы относить к категории надуманных. "Каждый день я общаюсь с владельцами бизнеса и могу сказать только одно: очень многие живут в вымышленном мире слухов и домыслов. Кто-то твердит о засилье чиновничьего произвола, кто-то - о высоких налогах. И почти никто не хочет просто подумать, как работать эффективнее", - говорит Игорь Белоусов, владелец ГК Belousov Group (компания "Кард Экспресс", завод по производству продуктов питания "Второе дыхание", сеть магазинов "Семейный капитал. Продовольственные товары"). Среди слабых сторон отечественного предпринимателя эксперт выделил неумение мыслить категориями "и целого мира мало".
"Еще одна вопиющая черта - это финансовая и экономическая безграмотность. Владельцы и директора компаний не отличают выручку от дохода. Отсюда и закредитованность бизнеса "на пополнение оборотных средств". Если бы они знали разницу между выручкой и доходом, то никогда не позволили бы в своем бизнесе истратить оборотные средства", - негодует Игорь Белоусов.
Ставка на развитие инновационных технологий, возможность создания при вузах малых инновационных предприятий должны повлечь за собой и бурное развитие предпринимательства именно в этой сфере, полагают участники рынка. "Думаю, что через 2-3 года произойдет качественный скачок в области предпринимательства: следует ожидать четвертую волну предпринимателей, тех, кто ориентирован на развитие технологий, научно-технических разработок", - рассуждает Николай Ковалев, исполнительный вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Петербурга, председатель совета директоров ГК "Диполь". Уже сегодня, по данным мониторинга комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга, в малом и среднем бизнесе занято почти 2% работников в возрасте до 20 лет и почти пятая часть - в возрасте от 21 до 29 лет.
Алексей Шаскольский полагает, что предприниматель будущего должен быть творческой личностью, влекущей за собой единомышленников. "Он должен быть готов брать на себя риски и создавать креативные предметы нового спроса, действуя в рамках гуманного и благосклонного закона и высоких принципов деловой этики", - полагает эксперт. По мнению Николая Ковалева, причина низкого уровня предпринимательства не столько в отсутствии возможностей, сколько в том, что чаще всего людям просто не хватает смелости воплотить свои идеи в жизнь.