Инвесторы из Суоми ищут инновации в России

Автор фото: Trend/ Евгений Асмолов

Финские инвесторы активизировались в поиске российских инноваторов и планируют выводить российские стартапы на международные рынки.

О планах разыскать интересные идеи в наукоемких отраслях среди российских инноваторов заявила компания "Технополис". В частности,­ 15 мая в городе Эспоо и 14 июня 2012 года в Лаппенранте состоятся уже известные разработчикам инноваций мероприятия - так называемые MoneyTalks, но впервые в этом году они буду посвящены исключительно российским компаниям. На мероприятии разработчикам стартапов дается по 5 минут на то, чтобы представить свои идеи перед инвесторами (как правило, венчурными капиталистами и бизнес-ангелами). На сегодняшний день к участию подали заявки 37 компаний, шесть из которых - резиденты "Сколково". Из всех кандидатов уже отобраны восемь участников, которые смогут презентовать свои разработки.
Это не первый конкурс для российских инноваторов, организованный при участии финской стороны. Так, 2 года назад министерством экономики и занятости Финляндии был запущен проект "Коммерциализация российских инноваций", в ходе которого было рассмотрено около 400 проектов, 80 из которых вышли на стадию переговоров. Шесть российских компаний, участвовавших в программе, уже открылись на финском рынке, где у них появились офисы с персоналом от одного до трех человек. Прямые инвести­ции в проекты составили от 20 тыс. до 30 тыс. евро, оборот - от 60 тыс. до 180 тыс. евро в год. Период от первой встречи инвестора и разработчика до выхода на международные рынки при реализации подобной модели занимает от 1,5 до 2 лет.
"В реализации проекта центра "Роснано" в Петербурге участвует финская компания "Спинверсе". Она работает с нанотехно­логическими кейсами", - говорит Павел Чешев, менеджер по инновациям "ФинНодэ" (Инновационный центр Финляндии в России).
Кроме того, программы, рассчитанные на российские компании, имеют и практически все муниципалитеты в Финляндии.
По словам экспертов, интерес финской стороны к российским разработчикам обусловлен тем, что в России инновационным компаниям непросто найти источники финансирования, наладить производство и торговлю с зарубежными странами.
Российские же компании рассматривают Финляндию и страны Евросоюза как площадку прежде всего для продаж и обслуживания клиентов и площадку для финальной сборки продукции. "Есть понимание, что Россия - страна инженеров, а Финляндия - страна менеджеров, - говорит Игорь Куприенко, директор Финско-российского инновационного центра. - Финны могли бы помочь упаковать и продать".
Пока что Россия считается не совсем открытой страной и с точки зрения предпринимательского климата в международных рейтингах находится где-то во второй половине списка. В связи с этим финские инвесторы осторожно относятся к российским компаниям и предлагают разработчикам открывать свои представительства в Европе (так инвестор вкладывает уже в европейскую компанию).
Игорь Куприенко, директор Финско-российского инновационного центра:
"Основные препоны для вывода российских разработок на международный рынок - это сложности с таможней, валютный контроль, недостаточное финансирование. Поэтому многие инновационные компании используют любые возможности по размещению производства либо какой-то его части за рубежом. А так как Финляндия - самая ближняя к России из всех стран Евросоюза, куда к тому же легко получить визу, то я думаю, что российским разработчикам интересно участие в подобного рода программах. К тому же, открывая представительства в Финляндии, они уже являются финскими компаниями и могут получать помощь от финского государства".
Павел Чешев, менеджер по инновациям FINNODE (инновационный центр Финляндии в России):
"Финляндия - маленькая страна с населением всего 5,5 млн человек. При этом там были созданы всемирно известные компании, но внутри страны рынок маленький. Поэтому те, кто развивает собственный бизнес, ориентируются на глобальный рынок. Большое количество финских стартаперов, бизнес-акселераторов, инвесторов ориентируются на то, чтобы их продукт продавался в США, Европе или Китае. Между тем российские инноваторы могут сделать продукт, который интересен, в частности, на мировом рынке, но продать его у себя в стране они не могут, или он никому не нужен, а как его продать на международном рынке - они не знают".