Торговый комплекс с риском для жизни

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

Предприниматель Елена Попова на волне расцвета мелкорозничной торговли в начале 2000-х вместе с мужем продала жилье и вложила деньги в бизнес, построив продуктовый магазин. Спустя 10 лет она осталась без мужа, практически без жилья и без магазина.

Для того чтобы построить двухэтажный торговый павильон площадью 245 м2 в торговой зоне "Меркурий" в Красногвардейском районе, учредители ООО "Фаворит" Елена и Юрий Поповы (Юрий в то время был директором ДТ "Архитектор" в Союзе архитекторов РФ) продали свою квартиру в Зеленогорске. Магазин они возвели на арендованном с 2002 года у города участке площадью 470 м2. До 2007 года малая фирма работала без проблем, но затем началось противостояние с районными властями: договор аренды на землю заканчивался, и, для того чтобы его продлить, любому предпринимателю нужно было преодолеть множество барьеров. Елена Попова вспоминает, как ее муж ходил по инстанциям и то "дружил", то "не дружил" с районными чиновниками. "Мы постоянно помогали районным властям решать текущие хозяйственные и другие проблемы, опекали ветеранов, тратили на это немалые суммы", - рассказывает Елена Попова.
Но, видимо, этого оказалось недостаточно, и в 2008 году предпринимателям неожиданно отказали в продлении договора аренды на том основании, что у района другие планы. Через полгода хождения по кабинетам и волнений 48-летний Юрий Попов скончался от сердечного приступа. "Когда он лежал в морге, - рассказывает Елена, - я ехала на телепередачу, чтобы рассказать об этом в прямом эфире. И в этот момент мне позвонил вице-губернатор Осеевский и пригласил меня в Смольный". На ее письме вице-губернатору с просьбой заключения договора аренды на 10 лет была начертана резолюция губернатора Матвиенко: "Согласна. Принять решение в установленном порядке".
Но подписание документов затянулось. Тем временем Валентина Матвиенко и Михаил Осеевский покинули город, а в декабре 2011 года договор аренды районное отделение КУГИ предложило продлить Елене Поповой лишь до конца апреля 2012 года, ссылаясь на новую редакцию постановления №1830, ограничивающего параметры временных сооружений: ее магазин высотой 6 м, а не положенные 4 м.
Как отмечают в городском КУГИ, в городе около 500 проблемных договоров на аренду земельных участков с нарушенными параметрами застройки. Все они имеют срок действия до 30 апреля 2012 года. Раньше было два варианта: убирать строение или приводить объект в соответствие с параметрами некапитального строительства (для торговых предприятий: высота - до 6 м, площадь - до 150 м2). "Но решено пойти на уступки: таким арендаторам будет дано право работы в течение еще 5 лет, но следует помнить, что эта мера однократная", - подчеркнули в КУГИ. Какова будет величина арендной платы для арендаторов-нарушителей, пока не известно - КУГИ разрабатывает методику расчета, окончательное решение обещают в марте. Но вряд ли у Елены Поповой найдутся деньги на оплату аренды по повышенным ставкам.
Тем временем живет Елена вместе с несовершеннолетним сыном в Пушкине, в недостроенном доме, без отопления. Кроме того, она перенесла онкологическую операцию и прекрасно понимает, что магазин - ее последний шанс выжить, так как никуда на работу ее в таком состоянии не возьмут.
Пик расцвета мелкорозничной торговли пришелся на начало тысячелетия, когда в Петербурге насчитывалось порядка 880 мелкорозничных торговых зон.
"Все изменилось с приходом Валентины Матвиенко в 2003 году, но наиболее активное уничтожение торговых зон началось с 2007 года. В результате Петербург - в лидерах по развитию сетевой торговли в России", - утверждает председатель совета Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков.