Медведев поборется с иностранными взяткодателями

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров
Россия, Санкт-Петербург. II Форума «Диалог Россия-Республика Корея». На снимке: Президент России Дмитрий Медведев.

Президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект о присоединении к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных чиновников. После ратификации Россия сможет требовать выдачи иностранцев–взяткодателей. Впрочем, "мелкие поощрительные платежи" Конвенция, наоборот, легализует.

Как заявил президент Дмитрий Медведев на встрече с прокурорами и следователями, он внес в Госдуму проект закона о присоединении к Конвенции по борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций". "Нам неоднократно указывали, что этот документ не ратифицирован, мы не присоединились к нему. Наверное, пришла пора это сделать", — пояснил Медведев.
Наиболее громким скандалом, связанным с иностранными взяткодателями и отечественными взяткополучателями, можно считать случай с автоконцерном Daimler AG, разразившийся в 2010 году. После того как Минюст США обвинил концерн в даче взяток должностным лицам в разных странах за контракты на покупку их автомобилей по госзаказу, руководство Daimler публично покаялось и обнародовало список взяток. В обмен на это компания отделалась крупным штрафом вместо судебного преследования.
В списке оказались и российские чиновники. В 2001–-2005 годах, гласит отчет Daimler, компания давала взятки сотрудникам МВД РФ, Гаража особого назначения ФСО РФ, администраций Уфы и Нового Уренгоя, структурам правительства Москвы. Несмотря на шум, поднявшийся вокруг публичного обнародования фактов коррупции, российские правоохранительные органы фактически "замяли" дело. Было объявлено о начале проверки, но ни к каким результатам она не привела.
На первый взгляд, присоединение к Конвенции, направленной на борьбу именно с такими взятками, могло бы помочь привлечению к ответственности взяточников. Однако Конвенция предполагает борьбу не с получателями взяток, а с теми, кто их дает. Она предусматривает, что каждое присоединившееся государство рассматривает как уголовное преступление "подстрекательство, содействие и пособничество, равно как и санкционирование действий, направленных на подкуп должностного лица иностранного государства", а не отечества. Особо оговорено, что в Конвенции "...рассматривается... преступление, совершаемое лицом, которое обещает или дает взятку, в отличие от... преступления, совершаемого должностным лицом, которое получает взятку".
Смыслом Конвенции является обязательство выдавать взяткодателей для преследования за рубежом. Она считается правовым основанием для выдачи преступника даже в те страны, с которыми нет договора об экстрадиции. Таким образом, после ратификации Россия сможет требовать к выдаче сотрудников Daimler AG, предлагавших взятки российским чиновникам, но не получит дополнительных обязательств по наказанию взяточников.
С другой стороны, конечно, Конвенция будет запрещать российским бизнесменам подкупать иностранных чиновников и депутатов. В этом случае уже их выдачи сможет требовать другое государство. Кроме того, к неприятным последствиям можно отнести обязательство "принимать все необходимые меры к тому, чтобы сумма взятки и доходы от подкупа, а также имущество, стоимость которого соответствует указанным доходам, подлежали изъятию или конфискации, или чтобы применялись финансовые санкции, обеспечивающие соразмерный эффект".
Впрочем, Конвенция предусмотрительно делает различие между традициями разных стран. В комментариях к ней сказано, что не считаются преступлением "мелкие "поощрительные" платежи... которые совершаются в некоторых странах, для того чтобы стимулировать выполнение своих функций должностными лицами, таких как, например, выдача лицензий или разрешений, как правило незаконных в данном иностранном государстве". С этим "аморальным" явлением предлагается бороться "оказанием поддержки программам эффективного административного и корпоративного управления". Такая поддержка, отметим, как раз и может быть завуалированным "поощрительным платежом".
А поскольку в России стимулирование чиновников к выдаче разрешений и лицензий считается делом распространенным, можно считать, что после ратификации Конвенции это наконец будет фактически легальным делом.