Сопереживать можно научить

Автор фото: Roots of Empathy

Как устанавливать отношениям с другими людьми не учат в школе. Но эмоциональная грамотность важнее традиционной, считает Мария Гордон, основатель канадской программы "Корни Эмпатии", которая учит детей способности сопереживать.

До основания благотворительной организации "Корни Эмпатии" (Roots of Empathy) Мария Гордон много лет работала с семьями, где практиковалось домашнее насилие. Со временем она поняла, что все страдания через которые проходили дети  - было ли это жестокое обращение, игнорирование или пренебрежение - стало результатом отсутствия эмпатии у родителей.
"Нет ни одного родителя, который проснувшись утром решил, что сегодня он будет обижать своего ребенка, - говорит Мария Гордон. – Дети же не монстры, а люди, которых на самом деле любят". Но если человек сам не испытывал любовь, то ему трудно понять как любить.
Так, например, несовершеннолетние матери-наркоманки, пережившие в детстве сексуальное или физическое насилие, с большим трудом сопереживали своим детям. Когда в группе, с которой работала Мария, дети падали, матери лишь приговаривали: "не попотеешь, не заработаешь." И это могло быть сказано маленькому малышу, который только учился ходить.
Чтобы разорвать круг насилия и пренебрежения, Мария решила сфокусироваться на привязанности между родителем и ребенком. По ее мнению, мы наследуем способность к сопереживанию, все мы интуитивно эмпаты, но эта способность может засохнуть на корню, если ребенок никогда не испытывает сочувствия в отношениях привязанности с родителями. Так почему бы не научиться отношениям привязанности?!
Эта идея побудила Марию основать в 1996 году "Корни Эмпатии" - программу, рассчитанную на работу в группах детей с детского сада до восьмого класса. Конечная цель проекта - создание более социально ориентированного, мирного и цивилизованного общества путем повышения уровня эмпатии у детей. Изменение мира - от ребенка за ребенком.
Главным стержнем программы является демонстрация отношений привязанности между родителями и ребенком. Для этого раз в месяц в класс приходят родители со своим младенцем в сопровождении инструктора организации. У каждой группы "свой" младенец, которого они наблюдают на протяжении девяти месяцев. В течение этого времени дети видят как между родителями и ребенком растет любовь, доверие, понимание, безопасность, эмоциональная сонастройка.
Кроме того, инструктор проводит одно занятие в классе до прихода семьи, чтобы помочь детям подготовиться, и после - чтобы помочь детям проанализировать увиденное. В течение года получается всего 27 занятий.
Посредством этих визитов происходит обучение детей эмоциональной грамотности. Каждый раз, когда ребенок демонстрирует какие-то эмоции, дети говорят о намерении ребенка и то, что он должно быть при этом чувствует. Таким образом, дети изучают язык для выражения своих чувств.
"Однажды мы работали в четвертом классе и на занятии говорили о грусти, о том, что все мы время от времени испытываем грусть и одиночество, но мы можем помочь друг другу. И одна маленькая девочка совершенно неожиданно, сказала: "Мне грустно от того, что моя мама отправила меня далеко, потому что мы не могли позволить себе хорошую еду", - рассказывает Мария.
В тот момент никто ничего не сказал, но на следующий день большинство детей принесли еду и отдали ее этой девочке. Некоторые из ребят сказали: "Это для твоей мамы, чтобы она могла взять тебя обратно".
Взрослые не проникают в глубины человеческого сердца, и это наиболее глубоко бьет по детям. Очень часто маленькие дети более эмоционально грамотны, чем взрослые.
"Я думаю, что мы в Северной Америке эмоционально безграмотны. Мы беспокоимся об уровне нашей традиционной грамотности, но мы должны больше волноваться об эмоциональной грамотности, нашей способности устанавливать связь с самим собой и друг с другом. В школах мы учим детей читать, но если мы не будем учить их отношениям с другими, они потеряются в жизни - потеряют в отношениях, они не будут иметь успеха в своей работе, и у нас не будет мира на планете", - говорит Мария Гордон.
Все люди разные, но мы испытываем одни и те же эмоции. На уроках программы "Корни Эмпатии"  дети могут увидеть свое сходство с другими через младенца. Например, является ли ребенок высокой интенсивности или низкой интенсивности, и что это значит? Если ребенок плачет часто, громко и долго - это интенсивный ребенок. Это помогает детям понять себя и дает им разрешение любить себя, если они являются интенсивными, потому что родители любят своего малыша, независимо от того, высокой он или низкой интенсивности.
"О, я думаю, что ты очень интенсивный Билли", - сказал один мальчик другому после визита младенца.
- Почему ты думаешь, что я очень интенсивный?" - спросил Билли.
- Потому что ты все время взрываешься.
- Да, поэтому я похож на нашего младенца! Здорово!
Когда дети имеют возможность понять, как чувствует себя другой человек  - это препятствует агрессии. Исследования показывают, что по сравнению с другими ребятами, дети прошедшие курс "Корни эмпатии" демонстрируют значительно более глубокое понимание своих и эмоций других людей, они проявляют большую заботу о своих одноклассниках и учителях. Также эти дети имеют гораздо больше знаний, чем другие дети о воспитании детей и их потребностях.
"Корни Эмпатии"  была запущена в качестве экспериментальной программы с 150 детьми в Торонто 15 лет назад. В настоящее время она распространилась по всей Канаде и по многим странам мира. Так в прошлом учебном году в ней приняли участие более 47 тыс. детей в Канаде, в почти 1900 классах и 1300 школах. На сегодняшний день "Корни Эмпатии" в Канаде прошли более 363 тыс. детей. Осенью 2011 года каждая канадская провинция принимет в ней участие. Программа также реализуется в Великобритании, Ирландии, Северной Ирландии, Новой Зеландии, Германии и Соединенных Штатах.