Шипованная резина оказалась основной причиной разрушения дорог в России

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Петербургские эксперты рассчитали, как шипованная резина влияет на качество дорожного полотна. По их оценкам, на воздействие шипов приходится до 80% разрушений. Результаты исследования могут стать основополагающими для дорожной отрасли.

Петербургское ОАО "Дорсервис" подготовило документ, в котором исследовало разрушение дорожного полотна под воздействием шипованной резины. По словам автора исследования Альфреда Спектра, эксперта "Дорсервиса", зарубежные страны традиционно учитывают эффект износа от резины при проектировании дорог, эксплуатации и установлении гарантийных сроков. Для России этот аспект пока совершенно новый: за двадцатилетие после распада Советского Союза наука о дорожном строительстве не только не развивалась, но деградировала, в то время как повсеместно внедрялись новые методы строительства и сохранения дорог.
Шипованная резина используется для обеспечения лучшего сцепления автомобиля с дорогой, покрытой наледью. С ее помощью удается сократить количество дорожно-транспортных происшествий. Считается, что примерно на треть. Но есть и обратная сторона шипов. Образно говоря, шипованные покрышки напоминают по воздействию дорожную фрезу – техническое средство, специально предназначенное для снятия верхнего слоя дорожного покрытия, хотя естественно, шины в разрушении менее эффективны.
По данным исследования, один легковой автомобиль изнашивает за 1 км пробега около 24 гр материала покрытия, а износ одним шипом составляет 100 микрограмм. Ежегодные издержки оцениваются в сумму $35 млн.
Европейцы, в частности скандинавы, к осознанию вредности шипов пришли не сразу. В 1960-е годы в Финляндии легковой автомобиль с четырьмя шипованными шинами при скорости движения 100 км/ча за 100 км пробега изнашивал 11 кг материала покрытия, а в 1990-е – уже 2,5 кг.
Установлено, что в Финляндии шипованная резина образует 70-80% колейности. На естественные, пластические, деформации слоев дороги под воздействием веса автомобиля приходится не более 30% износа. Экспертиза отдельных участков дорог в Петербурге установила, что колейность на 90% является результатом воздействия шипов. Считается, что шип с большой силой ударяется о верхний слой полотна, а при выходе из контакта с покрытием соскабливает материал. Энергия удара зависит от массы шипа и вертикальной скорости. Вертикальная скорость составляет 10-15% скорости автомобиля и зависит от размера выступа и конструкции шипа. На абразивный эффект влияет скорость и стиль вождения автомобиля, то есть движение по прямой или кривой, ускорение и торможение.
В скандинавских странах строго регламентируют количество автомобилей с шипами, ограничивают среднюю скорость на отдельных участках дороги и работают над качеством асфальтобетона. И, конечно, строят альтернативные дороги, чтобы не скапливать все автомобили в одном месте, а распредлять нагрузку между разными дорогами. В Норвегии есть интересный опыт ограничения на использование шипованной резины. В частности, в Осло действовал налог в $160 на шипованную резину.
Европейские расчеты показывают, что при увеличении средней скорости на участке дороги с 90 км/ч до 110 км/ч интенсивность разрушения увеличивается в 2 раза.
Все эти полезные улучшения планируется пропагандировать, а затем и внедрить в России. Актуальность исследования и необходимость мер, строго говоря, назрела давно. Согласно расчетам "Дорсервиса", за сезон в Петербурге изнашивается 168,3 тыс. т дорожного полотна (за расчетную базу взяты такие показатели: 1,5 млн автомобилей; вес асфальта, "съедаемого" шинами, - 24 г/км; продолжительность использования шипованной резины - 170 суток; средний пробег автмобиля за зимний сезон - 9300 км).
Месяц назад ФГУ "Дирекция по строительству транспортного обхода" (в просторечии кольцевой автодороги) проиграло иск к подрядчику строительства КАД – ЗАО "ПО "Возрождение".
На основе экспертизы, проведенной ЗАО "Дорсервис", было установлено, что колейность на КАД образовалась в основном из-за шипованной резины, однако действующие нормативы, применяемые в дорожном строительстве, не учитывают такого рода воздействий. Соответственно, суд не признал вину подрядчика в нарушении гарантийных обязательств.
"Влияние шипованных резин на качество дороги не нужно переоценивать. Шины тоже делаются в соответствии с нормативами. Последний ГОСТ принят в 2007 году. Для производителей шин главное – поставлять такую продукцию, которая обеспечивает безопасность участников дорожного дивжения. Компромисса здесь быть не может", - говорит Юрий Чиканцев, экс-сотрудник "Sibur Русские шины".