Власть спросила совета у СМИ

Автор фото: Елена Яковлева

Нужно ли каждому чиновнику заводить твиттер, почему в СМИ столько негатива, и как Валентина Матвиенко заслуживает симпатии журналистов, обсудили за круглым столом "Власть и СМИ", организованным "ДП" и ИОЦ "Северная столица" в рамках межрегиональной конференции "Управление городом в условиях инновационной стратегии государства".

Молчание золото
В круглом столе приняли участие представители средств
массовой информации и муниципальных органов власти из разных регионов России.
"Чем меньше вы выдаёте информации, тем спокойнее вы будете
жить, – предупредил собравшихся главный редактор "Делового Петербурга" Олег Третьяков, – Но, с
другой стороны, общество с плохоинформированным населением – это тоже плохо. В
таком обществе люди не знают основ того, как растить детей, как заботиться о
своём здоровье, как вести бизнес. И получается замкнутый круг – и информировать
плохо и не информировать плохо".
Выход из такой ситуации нужно искать в компромиссе, когда
органы государственной власти предоставляют информацию, но в пределах каких-то
норм. Для муниципальных служащих такой нормой служит этический кодекс, который
обязаны подписать все работники. Такой кодекс запрещает, например, публично
обсуждать действия своего начальника или высказываться по тому или иному вопросу
с позиций, отличных от официальных. Причём, распространяются эти требования не
только на комментарии в СМИ, но и на общение в интернете, например, на
пространстве своего личного блога.
Галина Царикова, первый заместитель главы администрации
Лахденпохского муниципального района республики Карелия рассказала, что в их
регионе были случаи отстранения от работы за вольное обращение с высказываниями
в интернете. "Если я прокомментирую что-либо, я могу завтра остаться без работы.
К тому же, начальство категорически против того, чтобы мы в своих твиттерах
участвовали в обсуждении каких-либо неофициальных, частных проблем", – отметила
Галина Царикова. Она уверена, что из-за такого ограничения, во-первых, пропадает
смысл вести блог, а, во-вторых, этот ресурс оказывается опасным для
чиновников.
Но, если подобный кодекс подписан, значит, человек сам
принял правила игры. В случаях же, если подобные документы подписаны не были,
служащим все равно нужно сохранять осторожность.
"Безусловно, никто не может ограничить человека в
высказывании своего мнения по какому-то вопросу. Если человек, занимающий
определённый пост в государственной иерархии хочет публично высказать своё
сугубо частное мнение, никто не может запретить ему это делать, но он должен
сообщить об этом, сделать такую пометку". – уверен редактор "Делового
Петербурга", шеф-редактор DP Media Роман Романюк. В противном случае словами
чиновника можно воспользоваться ему же во вред.
Лекарство против негатива
Не в лучшем свете может выглядеть чиновник в средствах
массовой информации. Недобросовестные СМИ зачастую публикуют ложную,
непроверенную информацию. Виктор Игнатьев, глава администрации Чердаклинского
района Ульяновской области, соглашаясь со словами Третьякова, отметил, что порой
лучше, действительно не раскрывать никакой информации.
Роман Романюк уверен, что это не выход. "Пробелы сразу
займёт негатив", – отметил он. Это происходит, потому что "продать" негативную
информацию легче, она сразу привлекает внимание.
"Такая информация всегда будет востребована, а журналист
получит статус борца со злом, получит эмоциональные или иные дивиденды. Это во
многом обусловлено ленью и нежеланием найти что-то интересное. Ведь, чтобы найти
позитивную информацию нужно затратить больше сил. К тому же, не всегда легко
сделать её интересной для широкой аудитории", – пояснил Роман Романюк.
Он предложил два подхода, которые должны помочь в такой
ситуации. Во-первых, нужно вступить в прямой контакт с критикующим субъектом или
изданием, поблагодарить за поднятие проблемы и предложить вместе искать решение.
Второе, что нужно сделать – прикладывать больше усилий, чтобы сгенерировать
интересные информационные поводы.
"СМИ должны понимать, что с меньшим усилием смогут получить
от вас позитивную информацию, "перепродать" её и "заработать" на этом, то есть
привлечь внимание. В этом заключается работа качественных пресс-служб. К
сожалению, журналист часто сталкивается с тем, что не получает от пресс-службы
такую информацию, которую он смог бы легко и быстро предложить широкой
аудитории. А когда у журналиста есть выбор – потратить два дня, на хороший
материал или за два дня написать два негатива, он, к сожалению, часто предпочтёт
второе и будет бороться с неведомым злом", – подчеркнул Романюк.
По мнению участников круглого стола, зло это не такое

неведомое. "Эти злобные силы совершенно конкретно определены. С
телеэкранов, из газет говорят о том, что зло – это чиновники. Чиновник не может
быть хорошим просто по определению", – сокрушается Жанна Назарова, заместитель
Главы администрации Чердаклинского района.
Олег Третьяков рассказал о том, как главный чиновник

Петербурга борется с таким отношением.
"Я следил за тем, как
менялось взаимоотношение Валентины Ивановны со СМИ. С каждым годом она все
меньше общается с журналистами, с редакторами. Сейчас она старается раздать как
можно больше грантов и субсидий и таким образом получает лояльность", –
рассказал Олег Третьяков.
Другим путём, по словам Третьякова, идёт Николай Кропачев.

Ректор СПбГУ лично звонит редакторам СМИ, если видит в материалах
неточность и какую-либо непроверенную информацию о себе. Так за год ему удалось
воспитать журналистов – в их материалах больше не встречается слухов о нем.
Олег Третьяков отметил, что негатив от журналистов может

исходить из-за склада характера. "Люди, которые идут в журналистику, по
складу ума революционеры, они хотят найти истину. Но в процессе работы часто
происходит трансформация сознания, и они берут на себя роль судьи", – считает
главный редактор ДП.
На кого блог пошлет
Порой заводить или не заводить блог – это не выбор

чиновника, а обязательное условие нахождения его на этом посту. Такая
политика проводится, например, в Ульяновской области, где у каждой районной
администрации есть свой сайт, у каждого главы администрации – свой блог. Ведут
свои журналы и министры и сам губернатор.
"Вопрос стоит не в том, писать или
не писать в блог, а в том, что если ты не написал, значит, ты ничего не сделал",
– поясняет Жанна Назарова.
Не согласен с таким подходом Евгений Озеров, директор

информационного агентства "Приволжье-медиа".
"Я не вижу смысла обо
всех своих действиях писать в твиттер. Глава должен быть публичным, но до
определённой степени, – уверен Озеров. – Хватает и официальных сообщений в СМИ,
естественно, что в своих публикациях мы должны освещать работу главы
администрации. По другому нельзя, люди должны знать, чем занимается власть".
Не видит смысла в заведении блога и глава Администрации

муниципального образования села Горькая Балка Советского района
Ставропольского края Василий Немов.
"Я напрямую решаю проблемы людей, кроме нас в сёлах этим

заниматься некому. А если я вступлю в переписку по интернету – в блоге
или в твиттере, то у меня абсолютно не останется времени ни на какие дела. Я не
хочу охаить это замечательное техническое изобретение, но, я считаю, что это
неэффективно и глава этим заниматься не должен. Глава обязательно должен иметь
возможность публично высказаться по стратегии и тактике намеченной работы, по
движению вперёд, но не отвлекаться ни на какие перебранки", – заключил Василий
Немов.
В более крупных административных единицах работой в
интернете занимаются помощники, пресс-службы. А в муниципалитетах этот вопрос
действительно пока не стоит остро. Тем более интернет-аудитория, особенно в
сельских поселениях, пока не такая большая. Здесь больше привыкли к печатной
версии газет, но, возможно, с развитием интернета, все изменится.
Сейчас многие жители активно вступают в переписку с главами
городов и регионов, оставляют видеопослания премьеру и президенту, потому что их
проблемы не решаются. Выход из такой ситуации прост – максимально облегчить
гражданам поиск сотрудника администрации, способного разобраться и помочь с
конкретной проблемой. Сайты, блоги и другие онлайн ресурсы должны максимально
чётко ориентировать человека в вертикали власти.